"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

среда, 23 июня 2021 г.

СОВСЕМ НЕ ПРОСТО

 

Здравствуйте, дорогие гости блога!
Наверное, все уже знают о предстоящем 
который 1 июня анонсировало Министерство просвещения РФ.
Сегодня стало известно, что конкурсный отбор "счастливчиков" - участников Форума продлён до  5 июля.
Для этого рекомендуется ответить на вопросы анкеты. А анкета ой какая непростая! Педагогические ситуации, которые нужно прокомментировать, заставили серьёзно задуматься, хотя некоторые из них действительно встречались  в педагогической жизни. 
Например, эта:
"Вы как классный руководитель в начале учебного года обсуждаете со своими учениками план предстоящих в этом году мероприятий. На данный момент идет речь о тех, которые запланированы по направлению «Патриотическое воспитание». Вы спросили у ребят, какие у них есть идеи и соображения о мероприятиях этой направленности, которые им кажутся полезными и интересными. Кто-то вспомнил о традиционном смотре строя и песни, кто-то об инсценировке военной песни, кто-то о возложении цветов к памятнику. Неожиданно одна из учениц сказала, что не понимает, почему, как только речь заходит о патриотизме, все сразу связывают это с войной или армией. 
1. Исходя из вашего опыта прокомментируйте, какая реакция на реплику ученицы должна последовать со стороны классного руководителя?  
2. Сформулируйте несколько тем (не менее трех) для классного часа, поводом для которого могла бы стать реплика ученицы. 
3. Какие аргументы ученице может озвучить классный руководитель, чтобы убедить ее в том, что одноклассники тоже правы? 
4. Какое ошибочное действие классного руководителя в этой ситуации может привести к конфликту между учениками? 
5. Как вы думаете, в чем видят ученики полезность тех мероприятий, о которых они сразу вспомнили в разговоре с классным руководителем? "

На мой взгляд, классному руководителю стоит сказать, что девочка права. Действительно, многие думают стереотипично, связывая данное понятие  с армией, войной. А между тем, любой словарь скажет, что патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, родине- большой или малой, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.  И не только в военное время. В мирное время отчаянно много примеров проявления истинного патриотизма. Вспоминаю момент  классного часа  Алихана Динаева на Всероссийском конкурсе «Учитель года России — 2018». Алихан показал ребятам совсем коротенькое видео с автомобильного регистратора и попросил прокомментировать ситуацию. Сделать свой край где ты живёшь, улицы и дороги, по которым ты ходишь или ездишь, лучше и не позволять делать гадости - это ведь тоже патриотизм. Или нет? Что значит быть патриотом? "В какой стране вам хотелось бы жить?"; «Кто, если не мы?» – «Это – не моё…»; "Патриот непременно должен быть смелым и храбрым. А если я не такой, то я не патриот?" Такие темы конкурсных испытаний предлагал Конкурс "Учитель года города Краснодара" разных лет. Именно они могли бы послужить основой для обсуждения на классных часах и стать ответом на вопрос ученицы.

В то же время, одноклассники, вспомнившие о смотре песни и строя, конкурсе военных песен, тоже правы. Во-первых, всё, что вспомнили ребята-это коллективные дела, в которых ответственность ложится на каждого участника  и на всех одновременно,поэтому вопрос сплочения коллектива очевиден;  во- вторых, это возможность быть сопричастным к великому прошлому и настоящему страны, не кричать об этом, а сохранять память, которая сильнее времени. Думаю,это то, что ребята определят для себя и сверстников полезным.

На мой взгляд, самое страшное: признать одно из мнений неправильным или ошибочным. Категорично встать на чью-либо сторону, не давая высказаться другому,  рассуждать однобоко, недальновидно, подвергнуть критике мнение, отличное от мнения большинства. Или "замять"  эту непростую тему, уйти от рассуждения.

 А как вы думаете?

Самой сложной для комментирования педагогической  ситуацией, представленной  в анкете, стала эта: 

" В вашем классе есть два ученика, которые при анкетировании на вопрос о том, какую профессию в будущем они видят, как свою, ответили – профессию учителя. 

1. Какие педагогические действия со стороны классного руководителя по отношению к этим ученикам вы считаете необходимыми? 

2. Какие изменения в работе с классным коллективом вы считаете необходимым предпринять после знакомства с результатами анкетирования? 

3. Как эту ситуацию можно было бы использовать для формирования сплоченной педагогической команды классных руководителей вашей школы? 

4. Как вы истолковали бы значение такого понятия как «педагогическая одаренность»? 

5.Кого вы назвали бы лучшим примером Учителя для тех, кто только мечтает об этой профессии и почему? "

Никаких имён я бы не стала называть. Ибо это неправильно. Если ребята выбрали для себя этот путь, то перед ними уже есть пример такого Учителя ( учитель начальной школы, музыки, бабушка-педагог...). Педагогическая наука полна теоретиков и, самое главное, практиков, которых можно поставить в пример. Пусть ребята больше читают, изучают науку, возможно для каждого из них будет свой УЧИТЕЛЬ. Приведу слова  замечательного педагога Юрия Завельского, чьи мысли о школе, об истинном учителе так мне близки: ( слова подчёркнуты и выделены мной)  «Педагогическая профессия — профессия массовая. Миллионы людей занимаются этой профессией. И среди этих миллионов есть огромное количество совершенно случайных людей, которым не надо заниматься педагогикой. И тем не менее они учат детей. Это они, случайные люди, создают конфликты, которые многие подростки тяжело переживают. Можно ведь проработать в школе 20, 30 и даже 40 лет, так и оставшись в ней случайным человеком. Это те, кто пришёл когда-то в школу без веры в её созидающую силу и остался в ней, по сути, таким, каким пришел. <…> Это очень важная часть профессии ( "предметная" педагогика) , но это еще далеко не вся педагогика! Ведь надо еще подростка научить любить, страдать, дружить, уметь быстро выходить из стрессовых ситуаций, управлять своими эмоциями, устанавливать безопасные отношения с людьми и окружающим миром, а самое главное — иметь адекватную самооценку (то, чего не только ребята, но и многие учителя лишены)».(Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/istorii/4257013-v-chem-zadacha-direktora-privlech-k-sebe-lyubov-prostranstva-istoriya-moskovskoy-shkoly-1543-i-eye-d)

Любой учитель должен пройти «испытание интеллигентностью»(термин из указанной статьи), о чём писал и говорил М.М. Поташник неоднократно : "Учитель должен заняться развитием своего интеллекта, эрудиции, подъёмом уровня общей культуры.." , не быть "пирожком ни с чем".

Вот это всё можно было бы объяснить тем ученикам, которые выбрали для себя профессию учителя. Нелёгкая задача...Поняли бы ребята? 

Дорогие коллеги! Как бы вы прокомментировали  эти ситуации?

Конкурсный отбор на Форум серьёзен. Весьма! И шанс попасть в Москву  невелик! Но опыт уже получен! Опыт глубокого размышления! Что значит быть классным руководителем? Наставником? Это ведь не просто "должность". Как не стать " случайным человеком" в школе или  в жизни ученика? Каждый новый день в детском коллективе задаёт множество вопросов и ставит перед решением непредсказуемых задач.

Картинка из интернет

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Алексеевна.
    Быть классным руководителем - это прежде всего... иметь желание дополнительно заниматься с детьми (а не просто добавку к зарплате "за зря потраченное время", которое можно было бы провести с пользой "для себя любимого").
    У меня есть пример истинного классного руководителя - Голодова Валентина Андреевна.
    К сожалению, в прошлом году она умерла, но память о ней жива в сердцах её учеников.
    Прошло более 40 лет, как я закончила школу, но до сих пор вспоминаю наши поездки классом "дикарями на море", наши труддесанты, наши праздники, наши общие дела.
    И как приятно было приходить к ней в гости. Просто так, без повода.
    И какой вкусный борщ она варила - вместо томата добавляла аджику.
    И как мы устраивались в большой комнате у них дома (кто где приткнётся - на диванах, стульях, просто на полу), пудель Антошка носился между нами, а мы его пытались расчетывать.
    А потом Валентина Андреевна из его шерсти пряла тонкие нитки и вязала обалденные кружевные косынки - нарядные и лечебные.
    Это она показала мне, как делать красивые узоры.
    Правда, вязала я из обычных катушечных ниток - но тоже получалось красиво.
    И с любыой проблемой мы бегали к ней, и в класс, и домой, и просто "посидеть в парке на лавочке"
    Валентина Андреевна была настоящим педагогом!
    А как она просто великолепно объясняла математику - такие "вкусные" задачки всегда находила, что даже тот, кто был слаб в математике - пыхтел и старался выполнить.
    А помню, шуточное задание по тригонометрии, когда было предложено решить пример самым блинным способом.
    Ух, как мы резвились! Складывали-раскладывали фенкции, заменяли-преобразовывали...
    Самое длинное решение было на 5 тетрадных листах (самое короткое - 4 строки)
    Сейчас нет таких учителей.
    Чтобы вот так, запросто, в любое время прийти просто посидеть у учителя дома, выпить чаю, поговорить (или помолчать).
    А у неё семья, обычная- полноценная, муж, двое детей школьников, собака, два кота...
    И нагрузка в школе большая, те же тетрадки проверять, к урокам готовиться...
    Но ни разу Валентина Андреевна не задержала проверку заданий...
    Просто она очень любила своб работу. И детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Благодарю Вас за то, что поделились своими воспоминаниями. Последние две фразы такие простые,но такие правильные!

      Удалить
  2. Елена Алексеевна, буду держать за Вас кулачки!!! Пусть всё удастся! А опыт, он в любом случае, вещь полезная!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Благодарю за пожелания!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
    ВОпросы были очень сложными, если пытаться ответить на них "как надо" или "правильно", пытаясь предугадать реакцию тех, кто будет (если будет) читать ответы...
    Я ответила как я считаю правильным, ни на кого не смотря, именно из опыта. Посмотрим, как и что получится!
    Вам желаю успеха и удачи в этом конкурсном отборе. Не получится - посмотрим на счастливчиков онлайн!))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я тоже считаю, что отвечать на вопросы надо, исходя из опыта, не подстраиваясь ни под что. Ответы читать будут, я уверена, иначе зачем??? Да, жутко интересно, кто же будет участником Форума. Онлайн-хорошо, но очное участие , конечно, ни с чем не сравнится.

      Удалить
  4. Елена Алексеевна, а ведь всего лишь 50 педагогов Краснодара на сегодняшний день подали заявки... Мало или много, как думаете?

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! 50? Мне показалось больше. Много? Для муниципалитета? Возможно. Искренним ли было желание всех подавших заявки? Я знаю, что моё-да! Потому что я люблю бросать вызов самой себе! Ни минуты не сидеть без дела!!
    Мало конкурсантов? И это мнение допустимо! Мы же знаем сколько творческих педагогов в Краснодаре. Их гораздо больше 50. Многие из списка соискателей на участие в Форуме принимаои участие в профессиональных конкурсах и являются их лауреатами и победителями.
    Всё относительно. Какая трудная, архитрудная работа у жюри выбрать участников. Да по всей России!!! Удачи и им и нам!!!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...