На мой взгляд, классному руководителю стоит сказать, что девочка права. Действительно, многие думают стереотипично, связывая данное понятие с армией, войной. А между тем, любой словарь скажет, что патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, родине- большой или малой, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. И не только в военное время. В мирное время отчаянно много примеров проявления истинного патриотизма. Вспоминаю момент классного часа Алихана Динаева на Всероссийском конкурсе «Учитель года России — 2018». Алихан показал ребятам совсем коротенькое видео с автомобильного регистратора и попросил прокомментировать ситуацию. Сделать свой край где ты живёшь, улицы и дороги, по которым ты ходишь или ездишь, лучше и не позволять делать гадости - это ведь тоже патриотизм. Или нет? Что значит быть патриотом? "В какой стране вам хотелось бы жить?"; «Кто, если не мы?» – «Это – не моё…»; "Патриот непременно должен быть смелым и храбрым. А если я не такой, то я не патриот?" Такие темы конкурсных испытаний предлагал Конкурс "Учитель года города Краснодара" разных лет. Именно они могли бы послужить основой для обсуждения на классных часах и стать ответом на вопрос ученицы.
В то же время, одноклассники, вспомнившие о смотре песни и строя, конкурсе военных песен, тоже правы. Во-первых, всё, что вспомнили ребята-это коллективные дела,
в которых ответственность ложится на каждого участника и на всех одновременно,поэтому вопрос
сплочения коллектива очевиден; во-
вторых, это возможность быть сопричастным к великому прошлому и настоящему
страны, не кричать об этом, а сохранять память, которая сильнее времени.
Думаю,это то, что ребята определят для себя и сверстников полезным.
На мой взгляд, самое страшное: признать одно из мнений неправильным или ошибочным. Категорично встать на чью-либо сторону, не давая высказаться другому, рассуждать однобоко, недальновидно, подвергнуть критике мнение, отличное от мнения большинства. Или "замять" эту непростую тему, уйти от рассуждения.
А как вы думаете?
Самой сложной для комментирования педагогической ситуацией, представленной в анкете, стала эта:
" В вашем классе есть два ученика, которые при анкетировании на вопрос о том, какую профессию в будущем они видят, как свою, ответили – профессию учителя.
1. Какие педагогические действия со стороны классного руководителя по отношению к этим ученикам вы считаете необходимыми?
2. Какие изменения в работе с классным коллективом вы считаете необходимым предпринять после знакомства с результатами анкетирования?
3. Как эту ситуацию можно было бы использовать для формирования сплоченной педагогической команды классных руководителей вашей школы?
4. Как вы истолковали бы значение такого понятия как «педагогическая одаренность»?
5.Кого вы назвали бы лучшим примером Учителя для тех, кто только мечтает об этой профессии и почему? "
Никаких имён я бы не стала называть. Ибо это неправильно. Если ребята выбрали
для себя этот путь, то перед ними уже есть пример такого Учителя ( учитель
начальной школы, музыки, бабушка-педагог...). Педагогическая наука полна
теоретиков и, самое главное, практиков, которых можно поставить в пример.
Пусть ребята больше читают, изучают науку, возможно для каждого из них будет
свой УЧИТЕЛЬ. Приведу слова замечательного педагога Юрия Завельского, чьи мысли о школе, об истинном учителе так мне близки: ( слова подчёркнуты и выделены мной)
Любой учитель должен пройти «испытание интеллигентностью»(термин из указанной статьи), о чём писал и говорил М.М. Поташник неоднократно : "Учитель должен заняться развитием своего интеллекта, эрудиции, подъёмом уровня общей культуры.." , не быть "пирожком ни с чем".
Вот это всё можно было бы объяснить тем ученикам, которые выбрали для себя профессию учителя. Нелёгкая задача...Поняли бы ребята?
Дорогие коллеги! Как бы вы прокомментировали эти ситуации?
Конкурсный отбор на Форум серьёзен. Весьма! И шанс попасть в Москву невелик! Но опыт уже получен! Опыт глубокого размышления! Что значит быть классным руководителем? Наставником? Это ведь не просто "должность". Как не стать " случайным человеком" в школе или в жизни ученика? Каждый новый день в детском коллективе задаёт множество вопросов и ставит перед решением непредсказуемых задач.
Картинка из интернет
Здравствуйте, Елена Алексеевна.
ОтветитьУдалитьБыть классным руководителем - это прежде всего... иметь желание дополнительно заниматься с детьми (а не просто добавку к зарплате "за зря потраченное время", которое можно было бы провести с пользой "для себя любимого").
У меня есть пример истинного классного руководителя - Голодова Валентина Андреевна.
К сожалению, в прошлом году она умерла, но память о ней жива в сердцах её учеников.
Прошло более 40 лет, как я закончила школу, но до сих пор вспоминаю наши поездки классом "дикарями на море", наши труддесанты, наши праздники, наши общие дела.
И как приятно было приходить к ней в гости. Просто так, без повода.
И какой вкусный борщ она варила - вместо томата добавляла аджику.
И как мы устраивались в большой комнате у них дома (кто где приткнётся - на диванах, стульях, просто на полу), пудель Антошка носился между нами, а мы его пытались расчетывать.
А потом Валентина Андреевна из его шерсти пряла тонкие нитки и вязала обалденные кружевные косынки - нарядные и лечебные.
Это она показала мне, как делать красивые узоры.
Правда, вязала я из обычных катушечных ниток - но тоже получалось красиво.
И с любыой проблемой мы бегали к ней, и в класс, и домой, и просто "посидеть в парке на лавочке"
Валентина Андреевна была настоящим педагогом!
А как она просто великолепно объясняла математику - такие "вкусные" задачки всегда находила, что даже тот, кто был слаб в математике - пыхтел и старался выполнить.
А помню, шуточное задание по тригонометрии, когда было предложено решить пример самым блинным способом.
Ух, как мы резвились! Складывали-раскладывали фенкции, заменяли-преобразовывали...
Самое длинное решение было на 5 тетрадных листах (самое короткое - 4 строки)
Сейчас нет таких учителей.
Чтобы вот так, запросто, в любое время прийти просто посидеть у учителя дома, выпить чаю, поговорить (или помолчать).
А у неё семья, обычная- полноценная, муж, двое детей школьников, собака, два кота...
И нагрузка в школе большая, те же тетрадки проверять, к урокам готовиться...
Но ни разу Валентина Андреевна не задержала проверку заданий...
Просто она очень любила своб работу. И детей.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Благодарю Вас за то, что поделились своими воспоминаниями. Последние две фразы такие простые,но такие правильные!
УдалитьЕлена Алексеевна, буду держать за Вас кулачки!!! Пусть всё удастся! А опыт, он в любом случае, вещь полезная!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Благодарю за пожелания!
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!
ОтветитьУдалитьВОпросы были очень сложными, если пытаться ответить на них "как надо" или "правильно", пытаясь предугадать реакцию тех, кто будет (если будет) читать ответы...
Я ответила как я считаю правильным, ни на кого не смотря, именно из опыта. Посмотрим, как и что получится!
Вам желаю успеха и удачи в этом конкурсном отборе. Не получится - посмотрим на счастливчиков онлайн!))))))))
Здравствуйте, Лилия Павловна! Я тоже считаю, что отвечать на вопросы надо, исходя из опыта, не подстраиваясь ни под что. Ответы читать будут, я уверена, иначе зачем??? Да, жутко интересно, кто же будет участником Форума. Онлайн-хорошо, но очное участие , конечно, ни с чем не сравнится.
УдалитьЕлена Алексеевна, а ведь всего лишь 50 педагогов Краснодара на сегодняшний день подали заявки... Мало или много, как думаете?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! 50? Мне показалось больше. Много? Для муниципалитета? Возможно. Искренним ли было желание всех подавших заявки? Я знаю, что моё-да! Потому что я люблю бросать вызов самой себе! Ни минуты не сидеть без дела!!
ОтветитьУдалитьМало конкурсантов? И это мнение допустимо! Мы же знаем сколько творческих педагогов в Краснодаре. Их гораздо больше 50. Многие из списка соискателей на участие в Форуме принимаои участие в профессиональных конкурсах и являются их лауреатами и победителями.
Всё относительно. Какая трудная, архитрудная работа у жюри выбрать участников. Да по всей России!!! Удачи и им и нам!!!