Здравствуйте, уважаемые гости блога!
Я рада, что юбилейное, а именно , сотое сообщение в блоге "НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ" посвящено Конкурсу "Учитель года города Краснодара-2017", который именно в эти дни проходит в Гимназии № 40 кубанской столицы.
Об открытии Конкурса, о первых испытаниях конкурсантов можно прочитать в Блоге Ассоциации участников Конкурса "Учитель года города Краснодара"- уникальном и единственном в своём роде Интернет-ресурсе, где собрано беспрецедентное количество крайне полезного материала абсолютно по всем аспектам профессиональной деятельности педагога.
В этот год Конкурс для меня открывается по-новому: теперь я не конкурсант, как в 2015,
а представитель междисциплинарного жюри Конкурса, что для меня крайне почётно , ответственно и волнительно.
Второй день Конкурса, по традиции, день открытых учебных занятий.
Каждый конкурсант постарался показать свой лучший урок-урок-событие, урок-сотворчество- Его Величество Урок!
Об одном из таких уроков, который , на мой взгляд, близок к такому определению, я сегодня постараюсь рассказать.
Вы заметили заголовок сообщения?
Это не просто слова из стихотворения Александра Сергеевича.
Этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение.
На этот же вопрос отвечали Александр Вячеславович Иващенко, учитель начальных классов ЧОУ СОШ "Альтернатива" и третьеклассики гимназии № 40 на уроке Окружающего мира.
Свой урок педагог начал с притчи про бабочку :
" Всё в наших руках, успех урока зависит от нас!"- пришли к выводу ребята.
"А легко ли новорождённых младенцев спутать между собой?"-вдруг спрашивает Александр Вячеславович. "Да, поэтому им на ручку надевают специальную бирку с датой рождения, цифрами, обозначающими рост и вес при рождении."
"У меня такая была! Мне мама показывала"- делится с нами ученик с бэйджем "Никита "на груди.
"А хотели бы вы, ребята. чтобы вас назвали в соответствии с этими цифрами?"-неожиданный вопрос поступил от учителя . "Нет!"-кто засмеялся, кто удивился.
"Как рождаются имена?"- тему занятия определили ребята.
И закипела работа: на лепестках бумажной ромашки появляются различные вариации имен.
" Вероничка, Руслаша, Алёнка, Лизок, Ромашка...."
Работа продолжается в индивидуальном маршрутном листе.
Песочные часы помогают и учителю, и ученикам правильно распределить время, отведенное на выполнение задания.
( Я очень люблю использовать песочные часы на своих уроках, и была приятно удивлена, что и Александр Вячеславович тоже пользуется ими)
Работая в группах, ученики исследуют, что такое имя, каковы этапы развития русского имени, работают со словарем имён.
Динамическая пауза непосредственно связана с темой занятия.
Если услышали мужское имя нужно сделать так:
А если женское, то так:
Вот бы и Александр Вячеславович присоединился бы к ребятам, а не наблюдал со стороны! Урок, ведь, совместный продукт совместного труда, не так ли?
Ученики наперебой стали рассказывать о том, что узнали, но учитель строг- нужно не перебивать, а слушать внимательно друг друга.
Оказывается, имена давали по какому-либо определённому признаку характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Шумило, Бессон. Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев.
Или по тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш.
После того, как страна приняла православие в Х веке :
"В 988 году"-услышали мы великолепный ответ Руслана-
наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена.
На этом этапе, как раз, соглашусь с мнением коллег, присутствовавших на уроке, можно было акцентировать внимание ребят на том, что некоторые имена превратились в фамилии, как например, Третьяк. Такую фамилию носит наш знаменитый хоккеист, многократный чемпион мира и Олимпийских игр .
Или вспомнить о том, что 27 марта-день проведения урока-это день рождения выдающегося российского музыканта с прекрасным славянским именем Мстислав - Ростропович.
Или, про богатырей на Руси....
К сожалению, Александр Вячеславович упустил этот момент.
Или вспомнить о том, что 27 марта-день проведения урока-это день рождения выдающегося российского музыканта с прекрасным славянским именем Мстислав - Ростропович.
Или, про богатырей на Руси....
К сожалению, Александр Вячеславович упустил этот момент.
Но зато он вспомнил о том периоде, когда наступила странная мода называть детей... и продекламировал стихотворение Самуила Маршака " В защиту детей":
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...
Ребята были удивлены,что подобные имена давали когда-то детям, и сами бы ни за что не хотели бы, чтобы их так звали.
"Потому что, как будто это не тебя зовут, а какой-то предмет. А я ведь живая, я -человек"-вполне справедливо заметила Настя.
Время для творчества, а , вернее, мини-опыта.
Александр Вячеславович предложил ребятам написать при помощи свечки своё имя на чистом листке.
" А можно человечка нарисовать?"-"Можно, если сначала напишешь своё имя. Дай мне слово, что выполнишь!"-"Даю!" Такой диалог состоялся между учителем и учеником.
Александр Вячеславович предложил ребятам написать при помощи свечки своё имя на чистом листке.
" А можно человечка нарисовать?"-"Можно, если сначала напишешь своё имя. Дай мне слово, что выполнишь!"-"Даю!" Такой диалог состоялся между учителем и учеником.
"Ничего не видно!"-послышалось в классе.
Но ведь опыт-он на то и опыт!
"А теперь раскрасьте красками ваш лист!"
"Чудеса! У меня теперь все видно! У меня есть имя!"-слышатся возгласы.
"Вот ведь как,-говорит педагог- мы рождаемся, как чистый лист , и чтобы нас заметили, нужно раскрасить свою жизнь поступками и, конечно, надо, чтобы поступки эти были непременно ... "-
"Добрыми!!"
Вот так "рождается имя". "Что в имени тебе моём?"
Добрые поступки, добрые дела и помыслы.
Вот такой урок получился. Хороший? Конечно!
Урок-событие? Конечно! Для ребят, в первую очередь.
Учитель и ученики были единым целым. Говорили в унисон. Работали сообща.
А увиделись всего лишь сорок минут назад!
Не каждому педагогу, даже со стажем, это удаётся.
Успехов Вам, Александр Вячеславович! Александр-"защитник, победитель".
Так держать!
На эту тему в блоге можно прочитать:
Добрый вечер, Елена Алексеевна! Я благодарен за ваш проявленный интерес к моему уроку. Мне очень приятно, что урок оказался для Вас познавательным, актуальным, содержательным. Замечания полностью справедливые - мне есть куда расти.
ОтветитьУдалитьP.S. Ребята действительно за 40 минут стали родными.
Здравствуйте, Александр Вячеславович! Спасибо Вам за урок! И мне есть чему у Вас поучиться! Несколько идей возьму в свой арсенал. Непременно! Искренне желаю Вам больших успехов в педагогической деятельности! Завтра Мастер-класс.Держу за Вас кулачки.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Александр Вячеславович!
Я немного знакома (виртуально) с автором этого урока. Скажу честно - сначала была немного удивлена: мужчина-учитель начальных классов. А потом поняла, что именно мужчина может дать детям, особенно мальчикам, необходимые знания, особые знания. Даже на не совсем обычном уроке с незнакомыми учениками Александр Вячеславович смог наладить контакт, добиться взаимопонимания.
Желаю удачи!
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Действительно, явление неординарное.В этом году в качестве конкурсантов, вышедших в очную часть Конкурса как никогда много мужчин-педагогов-шесть. К примеру, два года назад было 2. Этот факт не может не радовать.
УдалитьЕлена Алексеевна! Очень интересный урок у Александра Вячеславовича! И вы интересно рассказали! Я поздравляю вас с новой должностью члена жюри конкурса, а Александру Вячеславовичу желаю успехов и победы!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо! Конкурсное движение в педагогическом Краснодаре имеет богатую историю,быть частью этого очень почётно, и каждый год во время весенних каникул проходит праздник под названием Конкурс "Учитель года города Краснодара".
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо Вам за интересный материал о конкурсе и уроке Александра Вячеславовича! У меня тоже было удивление, пока я не познакомилась с блогом этого учителя. Столько интересного, нестандартного, позитивного! Может, мужчина учитель начальной школы станет когда-нибудь нормой, и мы перестанем удивляться. Успехов Вам, Александр Вячеславович, в нелёгком деле учительства!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Вы правы, учитель-мужчина начальных классов -явление крайне редкое. Поэтому я и выбрала для посещения именно урок Александра Вячеславовича. Попробую охарактеризовать стиль общения педагога с ребятами даже не как отцовский, а скорее как старшего брата. Важно таких учителей поддерживать , оказывать всестороннюю помощь, создавать условия для плодотворной работы.
УдалитьСпасибо, Елена Алексеевна! С удовольствием почитала про урок. Дай Бог удачи Александру Вячеславовичу!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Молодой педагог, конечно, очень старался, многое получилось, но над многим нужно работать. Отрадно, что такие учителя, как Александр Вячеславович конструктивно относятся к критике и готовы постоянно учиться и самосовершенствоваться.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Ответственная у Вас работа-быть членом жюри! Спасибо, что рассказали о таком интересном уроке! Удачи Александру Вячеславовичу!
ОтветитьУдалитьНаталья Викторовна! Александр Вячеславович стал не только финалистом Конкурса, но и вошёл в пятерку Суперфиналистов. А это значит новые совсем не простые испытания: Пресс-конференция "Экология образования"и Нобелевская лекция на свободную тему.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Поздравляю Вас с новой ролью в Конкурсе "Учитель года", очень ответственной и такой почетной!
ОтветитьУдалитьОчень интересный урок! Как умело Учитель увлекает процессом, творческое задание очень необычное! ЗдОрово!!!
Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Надеялась увидеть Вас в зале гимназии № 40. В прошлом году, не сговариваясь, из волны-2015 пришли самые активные участники. Воспоминаниям не было предела. Нынешние конкурсанты порадовали интересными идеями, глубокими мыслями, есть что почерпнуть и положить в свою копилочку.
УдалитьЕлена Алексеевна, 27 марта мы защищали свою работу на краевом Конкурсе. Да и в прошлом году наша дорогая Оксана Николаевна была в числе участников и ее не поддержать я не могла. Читаю Ваше сообщение и немного завидую. Очень хотелось быть с Вами!
УдалитьДа, Екатерина Викторовна! Я читала у Вас в блоге о Конкурсе "На лучшую модель трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края". Поздравляю Вас!
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!Присоединяюсь к поздравлениям, быть членом жюри - почётно и ответственно, и я очень рада что Вы выступили в новой роли! Этот конкурс для меня стал особенным, я была в группе поддержки сразу у двоих конкурсантов: Евгении Владимировны, учителя русского языка и литературы нашей школы, и Александра Вячеславовича.Спасибо, что не оставили без внимания данный урок. На мой взгляд, урок стал для ребят событием. Поздравляю Александра Вячеславовича со званием суперфиналиста конкурса 2017!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Оксана Николаевна! Конкурс-это то, что меняет жизнь раз и навсегда. Ты уже не придешь к ребятам на урок или к родителям на собрание прежним. Конкурс-мощный толчок для самообразования, саморефлексии, самосовершенствования. Это совершенно точно!
Удалить