"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

четверг, 30 марта 2017 г.

РАЗМЫШЛЕНИЯ "АРТОГОЛИКА". МОЙ ВИНСЕНТ.

Я позволю себе так называть своего любимого художника. 


Да, возможно, и скорее всего многие назовут его любимым.
Почему?
 Да потому что имидж его стал частью массовой культуры. Все эти растиражированные кружки-ручки-майки. Вот уж и на выставку любимого художника пускают бесплатно Серёг и девиц в "Лабутенах". 
Менеджмент? Маркетинг? Или пошлость?
Пользователи Инстаграм в недавнем времени  массово скачивали приложение для iOS Prisma, позволяющее стилизовать фотографии под картины известных художников. А "блондинкам" всё равно, кто такие Мунк и Ван Гог. Для них это просто названия новых фильтров. И многим приятно думать, что тремя кликами они творят шедевры.
Безвкусица? Банальщина?
Один из заголовков в Интернет-издании: «Подсолнухи» Ван Гога, Иванушек International, Наташи Королевой — что у них общего?"

Отвечаю: Да НИЧЕГО!
Оно, искусство говорило и говорит  нам о человеческих переживаниях, мечтах.
Чтобы не опошлять-нужно знать и понимать... а с этим у многих проблемы... работа мозга и души нужна.... увы-многие себя не перегружают... .А святое было, есть и будет.... просто не всем оно по зубам...
Вот и недавняя выставка в Краснодаре, на мой взгляд, в первую очередь отражает маркетинговые задачи организаторов, нежели саму суть выставки. 



Но в то же время,  далеко не каждому посчастливилось видеть оригиналы .
В России работы Ван Гога можно увидеть в Эрмитаже (в Санкт-Петербурге) и в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков (новое здание Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) в Москве. Всего в этих двух музеях находится в общей сложности 14 работ  (9 в Эрмитаже и 5 в ГМИИ А.С. Пушкина,
 где, кстати не разрешают фотографировать и даже воду проносить...)
Поэтому выставка репродукций работ голландского самородка -возможность познакомиться ближе, рассмотреть лучше , прочувствовать цвет и настроение.  
Да, все репродукции одного размера, хотя оригинальные полотна различны ,и даже цветовая гамма отличается. Но на то они и репродукции... В сообщении использую фото именно с этой выставки, так как подлинники фотографировать не удавалось ( причина указана выше).
Я артоголик-любитель. Не помню где натолкнулась на это словосочетание, и сразу поняла: про меня. 
 Увидеть собственными глазами оригинал почитаемого художника сродни экстазу для  настоящего артоголика. Сколько бы вы не листали каталогов и альбомов с репродукциями, Вы никогда не сможете увидеть то, что откроет сам оригинал. Кажется, что только здесь и сейчас, совместив все знания и факты вы начинаете понимать, чтО именно хотел выразить художник и почему спустя столетия не утихают обсуждения и споры.
Стоя перед подлинником  ощущаешь дикий спектр эмоций и даже не от цвета, техники , а от сознания того, что перед этим самым холстом стоял Он, накладывал каждый мазок. Между созерцателем и картиной всего несколько сантиметров, а на деле- больше столетия.



Звёздное небо Винсента вдохновляло не раз. " Ночь  гораздо живее и богаче красками, чем день."- странное признание для художника.
 Он совсем не использовал чёрную краску для своих ночных пейзажей. А зачем? Если небо аквмариновое, вода-ярко-синяя, а звезды-астры- зелёные и розовые. 
Мне легко представить, как человек в меховой шапке, одетый в ярко-зелёную куртку, приходил ночью на набережную Роны и садился перед мольбертом. 


Перед ним-чистый холст, над ним- звёздное небо с Большой медведицей, впереди- река, переливающаяся  в ярких отсветах фонарей. А ещё запоздалая пара, позирующая  одинокому художнику. Надо быть Ван Гогом, чтобы превратить этот сюжет в отражение вечности.
Кто из нас не рассматривал подолгу эти волшебные полотна, испытывая божественную гармонию, покой и умиротворение.


У Ван Гога уникальный стиль мазка . Когда подходишь вплотную к картине 
( настолько близко, насколько  позволяет строгая смотрительница музейного зала) , видишь Его мазок , который, как сюжет, как впечатление рассказывает больше о внутреннем мире художника , чем любой биографический очерк.
 Ван Гог "закручивал" действительность в спирали своего воображения,  буквально затягивающие зрителя.


Каждая картина пронизана чувственностью. Художники, как правило, обладают очень тонкой натурой, умением созерцать и разглядывать прекрасное в простых вещах. Этим и полна живопись голландца: любовью к простому, ускользающему. Каждый цветовой оттенок ассоциировался у Ван Гога с целой совокупностью образов и понятий, мыслей и чувств. Каждый мазок на холсте имел силу произнесённого слова. 



Картина "Подсолнухи"- визитная карточка творчества голландского самородка. Художник боготворил этот цветок, считал его символом признательности и благодарности. Известно, что к теме подсолнухов он обращался 11 раз.  Для него не существовало принципиального различия  между одушевлённой и неодушевлённой материей. Он считал, что вся окружающая природа является одушевлённой. А душа подсолнуха была особенно созвучна художнику: воплощение доброты, доброжелательности, энергии, плодородия земли и солнечного тепла.. 


И ещё в его полотнах много движения. Посмотрите: облака плывут, кипарис растёт, пшеничное поле колышется. Потрясающее впечатление.


Я ни в коем случае не претендую на то, что написанное здесь ( выше и ниже) истина в последней инстанции. Это мои размышления. 
Некоторым, всё же, осмелюсь посоветовать не отвечать "Ван Гог" на вопрос о любимом художнике. Либо отвечать так, но быть хорошо осведомленным о творчестве великого голландца, искренне быть заинтересованным.
Он-мой любимый художник!
И я позволяю себе надеть вот это .



( внимательный читатель заметит) на выставку репродукций любимого художника. Это для меня некий ритуал: готовиться к встрече с любимым ...
Для меня он-страсть. А для него его жизнь была полна страсти. Страсти  любить людей, помогать  им, отдавая всего себя. Страсти к живописи-его роковой любви, которой он отдавал всё, что было и стремился дать ещё.
Так почему бы не признаться в любви , не посмотреть ещё раз на его картины в день его рождения, и не найти для себя немного силы, которую он нам оставил, растратив самого себя.


С днём рождения, дорогой Винсент Виллем Ван Гог!
Ты с нами, ты как будто наш современник, единственный и неповторимый.
Ещё на эту тему можно почитать в блоге здесь.


10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
    Мне тоже нравится творчество Ван Гога. Познакомилась в студенческое годы (конечно, не лично с ним :)) и до сих пор люблю.
    Что-то есть в нём загадочное...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! За что любят работы Ван Гога? Хороший вопрос! Но он ставит меня в тупик. Как объяснить, за что некоторые любят музыку Шопена, а другие без ума от Дэвида Боуи? А кто-то предпочитает дедушкин баян ? Любовь, она и к искусству любовь необъяснимая, неуловимая, бывает с первого взгляда, а бывает, нужно время её почувствовать. К Ван Гогу любовь моя появилась не сразу. Впервые импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов я увидела в Эрмитаже ещё в 1999 году, значит, ещё в прошлом веке... Тогда меня привлёк Матисс с его диким, дерзким страстно-ярким "Танцем". Огромное полотно почти три на четыре метра поразило и парализовало . Долго я сидела тогда перед ним ошарашенная. А мягких импрессионистов с их размытыми контурами, линиями стала понимать уже в зрелом возрасте, став мамой. Странно и необъяснимо, правда?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Прочитала ваши размышления про Ван Гога и задумалась. Я его картины в живую не видела. Конечно, это совсем не то, что рассматривать иллюстрации в книгах. Поэтому как-то не задумывалась, люблю ли я его картины или нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я его очень люблю за цвет. За технику. За то, что всё выглядит так просто, но так реалистично и живо, и живописно, и солнечно даже в ночных пейзажах. В общем, необъяснимая для меня магия.

      Удалить
  3. Каждый видит своего Ван Гога, каждый пытается разгадать его загадку. Спасибо, Елена Алексеевна, за рассказ о Вашем отношении к этой неординарной творческой личности, спешащей жить, отражающей в своих картинах вечное движение

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Как же Вы правы!Многие считают Ван Гога сумасшедшим художником. Это не столько про тяжёлые приступы, сколько про смелость действовать, не сворачивать с пути, не бояться своего нестандартного мироощущения, оставаться ему верным, несмотря ни на что.Про дикую жажду жизни( как ни странно, учитывая его самоубийство), жажду творчества, самореализации. И те, кому это безумие созвучно, чувствуют его в работах Ван Гога, даже не зная его биографии и откликаются, "западают".

      Удалить
  4. Елена Алексеевна! Одно удовольствие читать Ваши статьи и обзоры! Пишите больше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Николаевна! С удовольствием пишу в блог! Для меня очень важно как и что написано! Потому что хочу, чтобы читателям было приятно и легко читать. Спасибо Вам за отзыв. И за постоянную компанию в разнообразных мероприятиях! Я очень этим дорожу!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за рассказ о замечательном художнике Ван Гоге, я люблю все его ПОДСОЛНУХИ!!! Это действительно был необыкновенный человек, оставивший человечеству свои прекрасные работы. Ещё раз СПАСИБО за пост!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Люблю Ван Гога за бешеную энергетику его картин, они живые, цвета потрясающие! Трепещущие ветви цветущего миндаля, жёлтый хаос подсолнухов,белые розы необыкновенно печальны! Настроение передаётся. "Четыре увядающих подсолнуха" доводят до слёз- такая безнадёга и тоска в этой картине.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...