"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

понедельник, 5 июня 2017 г.

НЕ ПРЕВРАТИТЬ "САД" В "АД"

Учебный год позади. Наступила волнительно-тревожная пора экзаменов.
Хочется вспомнить некоторые яркие уроки, о которых я не писала в блоге, но которыми так хочется поделиться с Вами, уважаемые читатели блога.


Не раз сообщения в блогах коллег были о Годе Экологии и мероприятиям, этому посвященным.
Сегодня вездесущий Google окрасил свой логотип в зеленый , сообщая  о  Всемирном дне окружающей среды 2017.
Именно сегодня мне хочется немного написать об особенном уроке  в День Земли 22 апреля.
В самом начале урока я показала репродукцию триптиха Иеронима Босха " Сад земных наслаждений" и попросила внимательно её рассмотреть и прислушаться к своим чувствам.


Если вглядеться в произведение повнимательнее, можно услышать историю.
На первой створке триптиха изображены Адам и Ева в Эдемском саду. 
Птицы парят в чистейшем голубом небе, животные бродят по ярко - зелёной траве. Идиллия и гармония. Рай.
Вторая створка рассказывает нам о мире, полном смертных грехов и человеческих пороков: чревоугодие, похоть, неуёмность желаний, перенаселение, увлечение лженауками, бездушие... 
На последней створке, самой ужасной, изображен изуродованный, разгромленный, сгоревший, разорённый , разрушенный и распятый рай.
Достаточно тяжёлое для восприятия произведение, мистическое, полное символов. 
Босх написал его  более пятисот лет назад. Но оно актуально и сегодня. 
На наших глазах "сад" превращается в "ад". Это аллегорическое предупреждение нам, что может случиться, если мы будем пренебрегать нашим земным раем,  природой, относиться к ней как к чему-то должному, само собой разумеющемуся.
Дальше я показала трейлер документального фильма Ntional Geographic "Спасти планету"




 ( "Before the Flood"- в дословном переводе "перед потопом"-символично, правда?), снятом при огромной поддержке знаменитого актера и борца с климатическими изменениями Леонардо Ди Каприо.


"Он- новый посол Мира ООН по проблемам климата, берётся за главную роль в своей жизни. Путешествуя от пустошей Гренландии к лесам Суматры и залам Ватикана, ДиКаприо изучает влияние климатических изменений на нашу планету. Он пользуется своими привилегиями, чтобы побеседовать с активистами, учеными и сильными мира сего, включая президентов и даже Папу Франциска. 
Изучая проблему со всех сторон, Лео ищет ответ на вопрос: что мы можем сделать, пока не стало слишком поздно?"-написано в аннотации  к фильму.
На этот же вопрос отвечали и мы. 
Мы представили компоненты окружающей среды в виде воздушных шаров: воздух, вода, почва, животные и растения, полезные ископаемые, климат... 
Я предложила ребятам встать в круг и протянуть друг другу нити, проговаривая конкретные действия, которые, по мнению ребят, должны помочь в решении экологических проблем, поддержания баланса в природе. Таким образом, у нас получился хрупкий каркас-сетка, куда мы положили наши шары, символизирующие окружающую среду.



  
Что происходит, когда каркас нарушается?. Даже, если одну ниточку из сетки опустить, бросить-нарушится вся конструкция.
Не стоит недооценивать важность каждого составляющего элемента, ведь иногда одной единственной буквы достаточно, чтобы "сад" превратился в "ад".
Об этом же и сильнейшие по своей экспрессивности  и посылу песня и клип Майкла Джексона "The Earth Song"-"Песня Земли". 


Change is possible. It Starts with us! - Всё зависит от нас! 

P.S. Представленный в сообщении вид работы- ( с шарами и нитями) был  представлен на Конкурсе "Учитель года города Краснодара-2017"- Андреевым Артемом Александровичем, учителем истории и обществознания лицея № 64, на конкурсном испытании "Воспитательное мероприятие".
Я лишь немного интерпретировала  в соответствии со своим учебным предметом, представив в качестве упражнения на совершенствование навыков устной спонтанной речи.




10 комментариев:

  1. Увлекательный урок, Елена Алексеевна! Разнообразные приемы делают наши уроки интереснее для ребят:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!" Увлекательным " уроком я считаю такой, в конце которого не нужно отводить время для объяснения домашнего задания, оно уже задано и объяснено в ходе изучения новой темы или повторения уже изученной. Урок, на котором ученики только слушают учителя, явно «хорошим» и " увлекательным" не назовёшь. Гораздо эффективнее совместно приходить к открытиям на уроке, в этом разнообразные приёмы работы помогают, совершенно с Вами согласна.

      Удалить
  2. Елена Алексеевна! Какой интересный урок, посвященный Дню Земли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо! Просто "интересным" урок, на мой взгляд, быть и не должен. Нужны технологии, при которых дети учатся добывать посильные знания самостоятельно не только на уроке , но и дома, являлись на урок для окончательного усвоения новой темы с учителем как субъект, вносящий свой вклад в такое творение как УРОК. В таком случае урок становится "открытием нового", творческим, посильным для любого ученика с разным уровнем навыков и умений и , конечно же, незабываемым.

      Удалить
  3. Ежегодно в нашем ДОУ проходит международный фестиваль экологической песни (танцы, литературно-музыкальные композиции). Всегда проблемно придумать сценарий, но в итоге мероприятие получается увлекательное и яркое! Урок получился у вас увлекательный и познавательный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия! На мой взгляд, Деятельностно-практические методы обучения невольно наталкиваются на такое препятствие как 40-45 минутный урок. Поэтому внеклассные мероприятия: акции, фестивали, концерты, марафоны призваны помочь и учителю, и ученику. В этом отношении ДОУ, где Вы работаете, на верном пути.

      Удалить
  4. Спасибо, Елена Алексеевна, за рассказ о вашем уроке. Все продумано до мелочей. Интересно, что Вы использовали в качестве иллюстрации к уроку репродукцию триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений", представляю, что говорили ученики!
    А то, что Вы внедрили в практику опыт работы конкурсанта, еще раз подчеркивает актуальность пословицы «Век живи – век учись». Нам, педагогам так всегда необходимы новые идеи, иначе, ученикам будет с нами скучно и неинтересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Подписываюсь под Вашими словами. Профессиональные Конкурсы словно источник-подпитка идеями. Интересно, как бы Артем Александрович отнёсся к тому, что элементы его мероприятия использованы учителем другой области знания. Я думаю. он был бы не против.
      А картины. Я уже писала о том, что часто использю на разных этапах урока с определённой целью произведения не только изобразительного искусства, но и музыки, кино, литературы и т.п. Уроки в таком случае только выигрывают в своей насыщенности, познавательности, метапредметности.

      Удалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Елена Алексеевна!
    Мне очень приятно знать, что я полезен не только детям, но и моим коллегам.
    На конкурсе я старался подбирать универсальные алгоритмы работы, о чем я говорил на своем мастер-классе. Мне кажется, что метапредметность и мультизадачность должны стать краеугольным камнем в каждом уроке.
    И спасибо Вам за то, что в очередной раз помогли это доказать.
    P.S. Особо впечатлило, что знакомите детей с такими сложными мастерами символизма, как Иероним Босх. Без сомнения, Ваши ученики будут всесторонне развитыми личностями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Артём Александрович! Благодарю Вас за комментарий. Именно универсальные формы работы, показанные Вами в рамках Конкурса стали моим самым ценным приобретением. Приемы, представленные в Вашем мастер-классе на тему геральдики остались в моей методической "копилочке" и ждут своего часа быть применёнными на уроках английского языка. Спасибо Вам за сотворчество! Надеюсь видеть Вас на страницах своего блога.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...