"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

понедельник, 29 июня 2020 г.

ПАМЯТИ МАСТЕРА

Non scholae, sed vitae discimus —
 «Мы учимся не для школы, но для жизни» -
 эти слова действительно и точно определяют жизненное кредо одного из выдающихся педагогов  Радислава Петровича Мильруда. 


Совсем недавно с письмом от издательства "Просвещение" узнала я об уходе этого замечательного человека, обладавшего  огромной и успешной преподавательской практикой, уважаемого тысячами коллег по всему миру. Мне повезло быть участником его авторских вебинаров.  С огромным удовольствием работала и работаю по  учебникам  английского языка, автором которых он является. Я надеялась, что когда-нибудь  встречусь с Мастером  лично на  семинаре в его любимом Тамбове...

Пусть эта страничка моего блога станет записной книжкой, где я сохраню   мысли Профессора. Об ученике, учителе, чуткости, человечности, интеллигентности, преподавании, уроке, идеальном учебнике, успехе, жизни. 
В глазах чиновника и администратора учитель нередко похож на ребенка. Говорит то, что думает, действует так, как будто не знает последней инструкции «сверху», возражает, доказывает, настаивает и не хочет поступать формально.А между тем, в конце концов, учитель может оказаться прав. Именно поэтому уходят в прошлое поспешные инновации, а выживают и утверждаются добрые и надежные, старые и возродившиеся педагогические истины. Не важен утвержденный документ или инновационный метод. Важен результат.

Почему же так происходит, что учителя видят глубже и дальше умудренных знаниями ученых и чиновников-новаторов? Потому, что учитель-практик знает: для педагогического успеха нужно, чтобы каждый ученик ПОНЯЛ, ЗАПОМНИЛ, ПРИМЕНИЛ новые знания.

Традиционно считается, что главные условием успешного общения на иностранном языке является «хорошо усвоенный язык». В связи с этим, начинающие учащиеся нередко интересуются количеством слов, которые необходимо запомнить, чтобы свободно говорить. На самом деле, успешное общение зависит от интеллектуальных умений, связанных не с языком, а с умением ориентироваться в возникающей речевой ситуации, пользуясь пусть даже ограниченным запасом языковых средств.   Роль интеллекта в общении объясняется тем, что для успеха, недостаточно иметь высокий уровень коммуникативной компетенции. Нужна хорошо сформированная способность анализировать и оценивать ситуацию, ориентировочная реакция, наблюдательность, критическое мышление и логические умения.

...уважение учащихся и их родителей к учителю всегда бывает ответом на уважение к ученику, терпение и тактичность в профессионально сложных ситуациях, толерантность к индивидуальному многообразию школьников и безусловное принятие любого ученика как достойной уважения личности.

...профессионализм учителя состоит не в том, чтобы констатировать познавательные затруднения, уверенно наклеивать ярлыки и бескомпромиссно обвинять ученика в недостаточности усилий. Главное — это умение эффективно помочь преодолеть трудности наиболее доступным для ученика способом.

Сознательно идти на программирование успеха каждого школьника мне подсказали уроки языковой педагогики, поставившие меня на место учащихся, заставившие вспомнить случаи собственных школьных неудач и подсказавшие задуматься над тем, почему учителя активно сопротивляются тестированию их профессиональных компетенций. Каждой личности свойственно оберегать свою самооценку и сохранять установку на успех. Это делает нашу деятельность более продуктивной, а жизнь — радостной.

Из современной языковой педагогики ушло, и я надеюсь навсегда, понятие «среднего ученика». В школьные годы я слышал это выражение от разных учителей много раз, и мне была понятна трудная роль учителя, который одинаково учил как отличников, так и учащихся, обладающих скромными познавательными возможностями.  

Индивидуальные познавательные стили характерны не только для учащихся. Учителя не всегда осознают, что их собственные познавательные стили тоже индивидуальны и хорошо видны учащимся со стороны. Разница состоит в том, что ученик нередко вынужден приспосабливаться к индивидуальному познавательному стилю учителя, хотя в действительности должно быть наоборот. Учителю как профессионалу легче диагностировать познавательный стиль ученика и адаптировать учебный процесс с учетом ученической индивидуальности.
Успешное освоение новых знаний доступно всем, вне зависимости от того или иного стиля, но хорошо, если ученик находит учителя с таким же познавательным стилем. А еще лучше, если учитель как профессионал умеет приспособиться к познавательному стилю ученика и разрешить ему оставаться индивидуальностью. У природы познания свои законы, и их знание отличает учителя-профессионала. 

Учет индивидуальности учащихся становится возможным в условиях совместного обучения в классе учащихся с разными возможностями и ограничениями.

Учебник можно считать состоявшимся, если о нем говорят «наш».По моим наблюдениям, сильной стороной учебника иностранных языков можно считать его «дружелюбие» по отношению к учащимся.Такой учебник хочется иметь рядом, как хорошего друга. «Дружелюбный» учебник, как верный друг, понимает и учитывает возможные затруднения учащихся, служит примером для подражания, не подводит в сложных ситуациях и остается рядом на долгие годы школьного образования.

Интеллектуальные умения, которые обеспечивают успех в жизни, образовании, экономической деятельности, научном поиске и культурном развитии, меняются с приходом эпохи информационных технологий, научных прорывов и искусственного интеллекта. Умение «выучивать» уступает место способности создавать информацию, умение демонстрировать свои знания меняется на готовность сотрудничать и взаимодействовать, умение подражать трансформируется в креативность.  Умение «прятаться за авторитетное мнение учебника или учителя» вытесняется критическим мышлением и собственными доказательными суждениями. Запоминание готовой информации переходит в исследование и проектирование. Действие по инструкции преобразуется в разработку своих алгоритмов решения новой задачи. Новые умения можно с полным правом назвать «ключом к успеху» в 21 веке, где лидерство определяется интеллектуальными умениями.

Вместо развития у детей интеллектуально ценных «мягких» умений (логика, сообразительность, воображение) на некоторых уроках настойчиво реализуется принцип «загрузки матрицы». Это объясняется тем, что традиционно предлагая учащимся начальной школы материал для запоминания, учитель неправомерно сужает цель и задачи своей деятельности до стремления «научить языковым знакам». Родители иногда приветствуют такую методику, так как получают возможность «контролировать усвоение материала» их детьми. В таких условиях замедляется темп развития детской личности, наблюдается перегрузка нервной системы, снижается познавательная мотивация и, в результате, тормозится освоение иностранного языка как средства познания, общения, развития и реализации себя в современном мире.

Запоминание содержания учебника, при всей важности программного материала, вторично для успешного овладения любым школьным предметом и иностранным языком. Это доказывается многочисленными случаями успешного запоминания материала учебника и неспособностью использовать иностранный язык в реальных жизненных ситуациях. Научить учиться означает научить детей думать и говорить, понимать и решать, действовать и оценивать.

Следуя старой мудрости о том, что нужно не только дать голодному хлеб, но и научить выращивать собственный урожай, особая ценность образования заключается в том, чтобы научить детей учиться, получая удовольствие от процесса поиска, усвоения и применения самостоятельно обретенных знаний.

 Грамматика – это КЛЮЧ, открывающий мысль, а не ЗАМОК, закрывающий рот.

Приведённый выше текст является прямым цитированием.
Сборник педагогического наследия Р. П. Мильруда можно найти здесь: https://prosv.ru/news/show/5863.html

"Человек, покидающий эту землю, в действительности никуда не уходит, потому что все еще продолжает жить в наших сердцах и умах, благодаря своему великому наследию..."  - есть память о нем, есть его труды, которые еще долго будут нам в помощь.



4 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Да, я тоже из своих любимых сообществ узнала о его кончине. Очень сожалею об этом, книги его тоже очень люблю и использую. Он был настоящим профессионалом своего дела, человек с блестящими знаниями. Вечная ему память! Спасибо за то, что разместили его мысли, я подписываюсь под каждым его словом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! К работам Радислава Петровича обращаюсь постоянно. Как учитель, как руководитель УМК, как классный руководитель, как несостоявшийся учёный (диссертация так и осталась недописанной), наконец,как мама взрослого сына и просто человек. И всегда нахожу ответы на свои вопросы. Простые ответы не непростые вопросы. Безмерно восхищаюсь!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Алексеевна!Очень интересные мысли!Напомнили мне слова Р. Эмерсона:"Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими". К сожалению, не всегда это получается на практике... Часто в классах нет разделения на группы, всевозможные ВПР и т.д. отнимают только время...
    Не раз обращалась к работам Радислава Петровича, особенно по обучению устной речи.Вечная память Человеку с большой буквы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна! Радислав Петрович знал всю поднаготную работы простого учителя и всегда ставил во главу угла ученика, его потребности, учителя как творца, а не человека, заваленного, увы, бесконечными отчетами. Работы Мильруда написаны простым языком и содержат настолько очевидные мысли, что , познакомившись с ними, уже никогда не сможешь быть просто "урокодателем". Он всегда рассматривал урок через призму ребенка, призывал ставить себя на место ученика и задаваться вопросом, а хотел бы ты, чтобы у твоих детей был такой преподаватель как ты. И если ответ положительный, то ты на верном пути.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...