Здравствуйте, пятиклассники!
А вы знаете, что сегодня-МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ?
Для разминки я подготовила для вас онлайн пазл! Соберите картину Владимира Егоровича Маковского "В сельской школе", пройдите по этой ссылке.
Надеюсь, у вас получилось. (Пришлите мне фото собранного пазла)
Итак, начнём разговор!
Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем? Через книги, телевизор, компьютер. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное. На нашем дистанционном классном часе мы будем говорить о грамотности.
Что такое грамотность?
Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Ранее под понятием «грамотный» подразумевали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.
А что значит быть грамотным сегодня?
В современном смысле понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области, быть готовым к дальнейшему обогащению и развитию своих образовательных возможностей. Образованным людям легче шагать по жизни: перед ними открываются двери, они могут развить задатки, таланты и способности.
Грамотный человек - это тот, который учился и продолжает учиться разным наукам всю жизнь.
Грамотность - очень важное качество для личности.
В древние времена грамоте обучались только очень знатные и богатые люди.
Зачем нужно быть грамотным?
Грамотность нужна, чтобы жить полноценной жизнью.
Грамотность нужна для того, чтобы стать образованным.
А как бы ответили вы? Напишите в комментариях внизу.
Какие пословицы и поговорки о грамотности, учении,книгах, знаниях знаете вы?
Я предлагаю вам вспомнить такие пословицы и поговорки: выполните это интерактивное задание. (Пройдите по этой ссылке, найдите пары, составляющие пословицу, результат работы пришлите мне )
Обратимся немного к истории.
В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками.славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.
Начальное образование в то время получали также с помощью мастеров грамоты. Это были дьяки или простые люди, для которых обучение детей становилось дополнительной или даже основной профессией. Они частно учили детей читать, писать, считать подобно тому, как учили мастера своих учеников ремеслу. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Обычно каждый из них учил 8-10 детей рукописными книгами. Они использовали особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала дети изучали азбуку, учились писать и говорить буквы, дальше составляли, а уже потом учились читать. Читали молитвы Псалтырь. Для письма использовали берестяные грамоты.
Особую роль образованию отводил Ярослав Мудрый. Ярослав не просто читал книги или покупал их (кстати, в огромных количествах), но и создал библиотеку русских и греческих книг, которую передал Софийскому собору – для общей доступности.
В «Похвала книгам» мы читаем такие строки:
«Великая польза бывает от книжного ученья. Книги – реки, наполняющие Вселенную мудрость. В книгах – несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся».
В 17 веке открывается первое высшее учебное заведение на Руси – Славяно-греко-латинская академия, которая стала кузницу подготовки богословов, философов, писателей, политиков высокого уровня. Двери академий были открыты для всех сословий. При участии одного из выпускников этой академии был учреждён Московский университет, автор первоначальный проект. Имя ему – Ломоносов. ( О нём вы читали. Смотри НАШ ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС!)
Образование всегда ценилось, люди, и богатые, и бедные стремились обучиться грамоте, познать мир!
Посмотрите это обучающее видео, если хотите узнаь больше об истории образования в России, об истории возникновения Международного Дня Грамотности.
Знаете, ребята, что в Интернете живут коты, которые всем-всем помогают быть грамотными. Эти коты очень доходчиво и в картинках могут объяснить даже самое сложное правио грамматики. И не только русской, но и английской.
"Русский язык в котах (@kotogramota)" - так называется котограмотная страничка в Instagram
Пиши грамотно, читай грамотно, мысли грамотно!
Все картинки из интернет, использованы материалы из открытых источников
Здравствуйте, Елена Алексеевна.
ОтветитьУдалитьОчень интересный пост о грамотности.
А я как-то видела "свободную образовательную программу", где один из педагогов рассказывал, что если вы не уверены в правильности употребления какого-то существительного в различнызх падежах, представьте его в уменьшительно-ласкательной форме:
"Я куплю пару килограммчиков помидорчиков, огурчиков, перчиков, пучочек петрушечки и головку лучку"
"С ней можно говорить только об одежде: о носочках, кофточках, туфельках, шляпках..."
Мне это хорошо запомнилось.
И теперь, если сомневаюсь в правильности - пользуюсь этим советом.
Отличный совет, Ирина Валерьевна!! Ох, уж этлт родительный падеж множественного числа!!! Ещё раз убеждаюсь, что русский- один из самых сложных для изучения языков!
УдалитьКак интересно, Елена Алексеевна! Мне понравились плакаты с котиками! Коты - они такие!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Да, такие весёлые учителя-котики помогают ненавязчиво запоминать правила грамматики.
Удалить