Добрый день, уважаемые гости блога!
Как обычно весенние каникулы богаты на педагогические события. Традиционно в мартовские дни проходят мероприятия Краснодарского педагогического марафона. В минувшую пятницу школа № 24 встречала участников Единого дня классного руководителя "Самый классный классный".
Меня пригласили выступить и рассказать о том, как авторский интернет-ресурс может быть полезен в работе классного руководителя. Подумав, свой рассказ решила озаглавить : "Использование блога класса и классного руководителя как единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС третьего поколения.
Сразу хочу признаться: в процессе работы над данным выступлением в голове держала альтернативный заголовок своего выступления: «Хогвартс и магия. Бумеры и зумеры. Сундук и сокровища. И …Козьма Прутков». Как же всё это связано с заявленной темой, спросите вы?
А вот как:
Наше
современное образование (в отличии от сказочного в Хогвартсе) ориентировано на
развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов,
необходимых для его социализации, профессионального и личностного
самоопределения, готовности к продолжению образования. ФГОС третьего поколения
и Программы воспитания большое внимание
уделяют функциональной грамотности субъектов воспитания и обучения.
Зачем учить школьников функциональной грамотности? Те, кто задается подобным вопросом,
видимо, как Долорес Амбридж — героиня
фильма про Гарри Поттера, — искренне считают, что в школу ученики ходят ради
получения аттестата, а потому тратить время на формирование умения применять
знания совершенно не нужно.
Но мы с вами, я уверена, совсем не
придерживаемся концепции воспитания и обучения этой дамы в розовом, и мы знаем,
что под функциональной грамотностью понимается способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач, а это важно.
Поэтому возникает потребность в
изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний,
а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов,
в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и
продуктивной деятельности.
ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса воспитания и обучения. Тут надо вспомнить, что сегодняшние наши подопечные принадлежат к «Поколению Социальных Сетей», поколению «Большого пальца», поколению «Зумеров». Помните, недавно в соцсетях особой популярностью стали пользоваться забавные картинки с надписью «Ok, бумер».
Так подростки обозначили конфликт поколений, а роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева переименовали в «Бумеры и зумеры».
В связи с этим, давайте обратимся ещё к одному видео-отрывку :
Чтобы понимать наших учеников, нам совсем не обязательно «хайповать, кринжевать или рофлить». Чтобы сократить пропасть между «Бумерами» и «Зумерами» очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Например, для эффективной работы учитель, классный руководитель может использовать блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества, которые позволяют организовать совместную работу участников образовательного процесса, поддерживать развитие у обучающихся навыков исследования и критического мышления, что является одним из аспектов функциональной грамотности.
Хотелось бы сказать о том, что в краснодарском педагогическом блого-мире есть потрясающие примеры блогов именно классов, где авторами ресурса являются сами дети, их родители и классный руководитель.
У меня тоже был опыт подобной работы: блог класса «Вектор» (http://vector7b.blogspot.com/),
но в связи с переходом на
другое место работы, мне пришлось блог закрыть, так как новый классный
руководитель не видел смысла в подобном интернет-ресурсе. Также у меня есть опыт работы в You-Tube,
страничка класса в Инстаграм. Но в
нынешних условиях, упомянутые платформы не актуальны. Поэтому я снова
обратилась к своему авторскому блогу, который работает и живёт на платформе blogspot.ru с 2015 года.
Мой авторский интернет-ресурс является неким сундучком сокровищ: стоить лишь открыть страничку блога, сразу можно найти «полезности» для всех участников образовательного процесса.
Сценарии классных часов, родительских собраний (в том числе и в дистанционном формате), советы экспертов-психологов, педагогов, медицинских работников, совместные проекты детей и родителей, описание внеклассных мероприятий разной тематики, публикации, обмен мнениями, комментарии детей, родителей, коллег, размышления о воспитании в семье и школе, интерактивные задания, информационные сообщения и памятки для родителей, летопись жизни класса, беседы с родителями, авторские публикации на актуальную тематику в печатных и интернет-изданиях города, края и РФ и многое другое.
Говорят,
"нельзя объять необъятное" ( вот где Козьма Прутков пригодился),
но в рамках
интернет-ресурса –можно, так как блог-единое информационное пространство для
всех участников образовательного процесса.
С уверенностью могу сказать, что авторский
блог учителя и классного руководителя – универсальный инструмент воспитания, обучения,
позволяющий реализовать деятельностный
подход, представить серьезный материал в доступной, наглядной форме,
непосредственно воздействует на эмоциональную и чувственную сферу ребенка, развитие творческой познавательной активности
и культуры умственного труда, предоставляет учащимся возможность
самореализации в различных видах творчества, является эффективным и действенным
инструментом воспитания учащихся и формирования целостного мировоззрения для
достижения метапредметных результатов и приобретению функциональной
грамотности.
Хотим мы этого или нет, мы живём в эпоху перемен. И, цитируя Ш.А. Амонашвили (ученицей которого мне посчастливилось быть несколько лет тому назад), прежде всего должны измениться «мы, учителя, классные руководители: новые дети в старой педагогике не помещаются».
Авторский блог учителя , классного руководителя как единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса - мостик, который помогает нам идти к новой педагогике, внедрению новых Стандартов, не стоять на месте, двигаться вперёд.
Использованы видео и картинки из интернет.
Здравствуйте, Елена Алексеевна.
ОтветитьУдалитьКак показала история - переход многих блогеров в инстаграмм, ютюб и фейсбук оказался ошибкой.
Много материала оказалось утеряно.
Хорошо тому, кто "не сжег мосты", и кому есть куда вернуться.
Я имею в виду блоги. которые не были окончательно заброшены, а то и вовсе удалены.
Вы очень хорошо обо всём рассказали, и видео-примеры очень удачные.
Замечательные слова: "Новые дети в старой педагогике не помещаются", Елена Алексеевна! Значит будем двигаться вперед вместе!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!
ОтветитьУдалитьБлог - " мостик, который помогает нам идти к новой педагогике". А что? Хорошо сказано. Спасибо, Елена Алексеевна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Благодарю за комментарий. Именно сейчас работаем с моим студентом-программистом над блогом как источником индивидуальных курсов ( пересматриваем html-коды), вот и "мостик" получается.
ОтветитьУдалить