"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

воскресенье, 27 марта 2022 г.

ХОГВАРТС И МАГИЯ. БУМЕРЫ И ЗУМЕРЫ. СУНДУК И СОКРОВИЩА. И.... КОЗЬМА ПРУТКОВ

   Добрый день, уважаемые гости блога!

Как обычно весенние каникулы богаты на педагогические события. Традиционно в мартовские дни проходят мероприятия Краснодарского педагогического марафона. В минувшую пятницу школа № 24 встречала участников Единого дня классного руководителя "Самый классный классный".

Меня пригласили выступить  и рассказать о том, как авторский интернет-ресурс может быть полезен в работе классного руководителя. Подумав,  свой рассказ решила озаглавить : "Использование блога класса и классного руководителя  как единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

  Сразу хочу признаться:  в процессе работы над данным выступлением в голове держала альтернативный заголовок своего выступления: «Хогвартс и магия. Бумеры и зумеры. Сундук и сокровища. И …Козьма Прутков». Как же всё это связано с заявленной темой, спросите вы?

А вот как:

    Наше современное образование (в отличии от сказочного в Хогвартсе) ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования. ФГОС третьего поколения и Программы  воспитания большое внимание уделяют функциональной грамотности субъектов воспитания и обучения.

   Зачем учить школьников функциональной грамотности? Те, кто задается подобным вопросом, видимо, как Долорес Амбридж — героиня фильма про Гарри Поттера, — искренне считают, что в школу ученики ходят ради получения аттестата, а потому тратить время на формирование умения применять знания совершенно не нужно.

   Но мы с вами, я уверена, совсем не придерживаемся концепции воспитания и обучения этой дамы в розовом, и мы знаем, что под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач, а это важно.

   Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

    ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса воспитания и обучения. Тут надо вспомнить, что сегодняшние наши подопечные принадлежат к «Поколению Социальных Сетей», поколению «Большого пальца», поколению «Зумеров». Помните, недавно в соцсетях особой популярностью стали пользоваться забавные картинки с надписью «Ok, бумер». 

Так подростки обозначили конфликт поколений, а роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева переименовали в «Бумеры  и зумеры». 

В связи с этим, давайте обратимся ещё к одному видео-отрывку :

   Чтобы понимать наших учеников, нам совсем не обязательно «хайповать, кринжевать или рофлить». Чтобы сократить пропасть между «Бумерами» и «Зумерами» очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Например, для эффективной работы учитель, классный руководитель может использовать   блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества, которые позволяют организовать совместную работу участников образовательного процесса, поддерживать развитие у обучающихся навыков исследования и критического мышления, что является одним из аспектов функциональной грамотности.

    Хотелось бы сказать о том, что в краснодарском педагогическом блого-мире есть потрясающие примеры блогов именно классов, где авторами ресурса являются сами дети, их родители и классный руководитель. 

У меня тоже был опыт подобной работы: блог класса «Вектор»  (http://vector7b.blogspot.com/),

но в связи с переходом на другое место работы, мне пришлось блог закрыть, так как новый классный руководитель не видел смысла в подобном интернет-ресурсе.  Также у меня есть опыт работы в You-Tube, страничка класса в Инстаграм. Но в нынешних условиях, упомянутые платформы не актуальны. Поэтому я снова обратилась к своему авторскому блогу, который работает и живёт на платформе blogspot.ru с 2015 года.

    Мой авторский интернет-ресурс является неким сундучком сокровищ: стоить лишь открыть страничку блога, сразу можно найти «полезности» для всех участников образовательного процесса.

 Сценарии классных часов, родительских собраний (в том числе и в дистанционном формате), советы экспертов-психологов, педагогов, медицинских работников, совместные проекты детей и родителей, описание внеклассных мероприятий разной тематики, публикации, обмен мнениями, комментарии детей, родителей, коллег, размышления о воспитании в семье и школе, интерактивные задания, информационные сообщения и памятки для родителей, летопись жизни класса, беседы с родителями, авторские публикации на актуальную тематику в печатных и интернет-изданиях города, края и РФ и многое другое.



   Говорят,

 "нельзя объять необъятное" ( вот где Козьма Прутков пригодился), 

но в рамках интернет-ресурса –можно, так как блог-единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса.

    С уверенностью могу сказать, что авторский блог учителя и классного руководителя – универсальный инструмент воспитания, обучения, позволяющий  реализовать деятельностный подход, представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействует на эмоциональную и чувственную сферу ребенка, развитие творческой познавательной активности и культуры умственного труда, предоставляет учащимся возможность самореализации в различных видах творчества, является эффективным и действенным инструментом воспитания учащихся и формирования целостного мировоззрения для достижения метапредметных результатов и приобретению функциональной грамотности.

   Хотим мы этого или нет, мы живём в эпоху перемен. И, цитируя Ш.А. Амонашвили (ученицей которого мне посчастливилось быть несколько лет тому назад), прежде всего должны измениться «мы, учителя, классные руководители: новые дети в старой педагогике не помещаются».

 Авторский блог учителя , классного руководителя как единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса -  мостик, который помогает нам идти к новой педагогике, внедрению новых Стандартов, не стоять на месте, двигаться вперёд.

Использованы видео и картинки из интернет.

5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Алексеевна.
    Как показала история - переход многих блогеров в инстаграмм, ютюб и фейсбук оказался ошибкой.
    Много материала оказалось утеряно.
    Хорошо тому, кто "не сжег мосты", и кому есть куда вернуться.
    Я имею в виду блоги. которые не были окончательно заброшены, а то и вовсе удалены.
    Вы очень хорошо обо всём рассказали, и видео-примеры очень удачные.

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательные слова: "Новые дети в старой педагогике не помещаются", Елена Алексеевна! Значит будем двигаться вперед вместе!

    ОтветитьУдалить
  3. Блог - " мостик, который помогает нам идти к новой педагогике". А что? Хорошо сказано. Спасибо, Елена Алексеевна!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Благодарю за комментарий. Именно сейчас работаем с моим студентом-программистом над блогом как источником индивидуальных курсов ( пересматриваем html-коды), вот и "мостик" получается.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...