Саша очень любит читать. Сегодня в кабинете на перемене она читала книгу. Знакомая обложка. Александр Волков! "Урфин Джюс и его деревянные солдаты"-продолжение приключений друзей из Изумрудного города! Как же я зачитывалась ею в том же возрасте, что и Саша.
Попросила прочитать отрывок:
"Дуболомы слишком мало видели за свою короткую жизнь и встретив что-нибудь новое, терялись и не знали что делать. Попадись им на дороге третий овраг, солдаты бы были осторожны. Но, на беду, им встретилась большая река, через которую надо было переправляться по пути из страны Жевунов в Изумрудный город. А до этого Дуболомы видели только маленькие ручьи, через которые они перешагивали, даже не замочив ног... "
Попросила прочитать отрывок:
"Дуболомы слишком мало видели за свою короткую жизнь и встретив что-нибудь новое, терялись и не знали что делать. Попадись им на дороге третий овраг, солдаты бы были осторожны. Но, на беду, им встретилась большая река, через которую надо было переправляться по пути из страны Жевунов в Изумрудный город. А до этого Дуболомы видели только маленькие ручьи, через которые они перешагивали, даже не замочив ног... "
Эти строки заставили меня задуматься....
Отсутствие кругозора, опыта, развитости мышления-это словно быть Дуболомом при полном отсутствии воображения и гибкости подхода.
Отсутствие кругозора, опыта, развитости мышления-это словно быть Дуболомом при полном отсутствии воображения и гибкости подхода.
Это я к чему?
А давайте проведём эксперимент!
Посадите рядом с собой детей, внуков.
Возьмите лист, карандаш и вместе нарисуйте домик.
Готово?
Я уверена, что большинство из вас нарисовало что-то похожее на:
А если выйти за рамки стандартности , то домом может быть и
и
и
и
А давайте проведём эксперимент!
Посадите рядом с собой детей, внуков.
Возьмите лист, карандаш и вместе нарисуйте домик.
Готово?
Я уверена, что большинство из вас нарисовало что-то похожее на:
или
Как же мы мыслим неоригинально, обыденно.А если выйти за рамки стандартности , то домом может быть и
и
и
и
Всё это-дома, жилища.
Сегодня со второклассниками в рамках темы урока "Место, где мы живём" тоже рисовали домики.
А вот Клим изобразил вот такой дом:
Земной шар!
Какой же молодец!
Дети-наше будущее. Ни в коем случае они не должны быть "запрограммированы " на выполнение строго определённых действий.
В этом наша, взрослых , задача: научить мыслить нестандартно, не тесниться в рамках, находить разные пути решения поставленной задачи.
...а Дуболомы пусть останутся только в сказке...
Надеюсь, вы, уважаемые читатели, поняли мои мысли.
Использованы материалы и картинки из Интернет.
Елена Алексеевна, здравствуйте. Полностью с Вами согласна. Это ведь отлично, когда есть новые идеи и они отличаются от массы. А рисунок дом "земной шар", правда ведь необычно. Земля- наш дом.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Научить думать нетривиально совсем не просто- для этого самому надо каждый раз бить себя по рукам, когда хочется сделать, как все, провести урок, как все, объяснить тему, как положено. Вот и стараюсь, чтобы уроки не походили один на другой, придерживаясь принципа новизны, поддерживая тот огонёк в глазах ребят, с которым они приходят на урок.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Я бы не сказала "нестандартно", не в этом дело. Всё же нужно просто научить ребенка мыслить, думать, прежде чем что-то сделать, взвесить все pros & cons? advantages & disadvantages. Когда ребенок мыслит, думает, это видеть отрадно. Я лично этому очень радуюсь, когда вижу все признаки мышления у своих дорогих учеников.
ОтветитьУдалитьВсё правильно, Светлана Николаевна. Однако, спонтанность, работа на интуитивном уровне, всё же , не должны оставаться в стороне. Я тоже порой радуюсь успехам учеников даже больше, чем они сами!
УдалитьДобрый вечер, Елена Алексеевна! На какие интересные размышления Вас натолкнул отрывок из книги (в детстве я тоже зачитывалась Волшебником Изумрудного города!)
ОтветитьУдалитьКонечно, очень важно научить ребят широко мыслить, развивать фантазию, творческие способности. Во взрослом возрасте тоже есть свои методики развития креативности, но обычно взрослым сложнее мыслить вне шаблона и существующих рамок...
Здравствуйте, Татьяна! Согласна, мы, взрослые, словно закостенели в своей традиционности. Но!!! Не все!!! Многие ищут себя, свою "начиночку", "изюминку", учат этому своих детей. А правильная литература в этом, конечно же, помогает.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Это правильно, детей нужно учить размышлять. У нас в гимназии есть урок "Междисциплинарное обучение" (МДО). Так вот там, такие темы изучаются. Дом, жилище, места обитания... В разные времена,в разных странах, у разных народов, у животных, птиц... Но чтобы размышлять, нужны знания. Учителя говорят, что дети мало читают.
ОтветитьУдалитьАх, как же мало. Я бы даже сказала, что совсем некоторые не читают. Да и родители не читают. Как тут говорить о развитии ребенка?
УдалитьСпасибо, Елена Алексеевна. За урок, за книгу, за Ваши рассуждения. При всех минусах, будем работать с ребятишками. Будем учить их думать, анализировать
Здравствуйте, Людмила Фёдоровна, Анна Борисовна! Тема чтения ,семейного чтения в частности,не раз поднималась на страницах блогов коллег. "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому!". Верно,только собственным примером взрослые могут воспитывать молодое поколение. Но пример этот должен , естественно, быть положительным.
УдалитьЕлена Алексеевна! Какая вы умница! Надо учить детей мыслить нестандартно, развивать мышление. Отличный урок у вас получился. Какой Клим МОЛОДЕЦ!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, здравствуйте! а ведь в качестве дома можно ыло бы нарисовать и школу, и двор свой, и семью, и сердце, в котором мы храним самые тёплые воспоминания о доме...
УдалитьПо поводу проведения нестандартных уроков и таких, которые идут не по плану. Меня всегда удивляло "рвение" некоторых коллег:проводить уроки только по методичкам, по готовому плану.Нестандартный урок, тот, который свернул в учебные "дебри",был равносилен преступлению.( И каково деткам на таких уроках?!
ОтветитьУдалитьСогласна, Наталья Борисовна! Урок-это всегда сотворчество и соавторство. План, конечно, необходим, но полностью "подгонять" учебное занятие под него ну, не получается. Ведь урок, я бы сказала, живой организм со своим настроением, каждый раз новым, но всегда позитивно креативным.
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!
ОтветитьУдалитьОчень понравились работы ребят и их понимание дома... А ведь действительно, я бы нарисовала простой домик. Эх, будут у меня в следующем году пятиклассники, надо будет попробовать...
Здравствуйте, Лилия Павловна. Я тоже нарисовала бы стандартный домик с крышей, с печной трубой, с крылечком и с огромным окном. Всё-таки , как же одинаково мы мыслим , а креативность и умение взглянуть на обыденность по-другому надо в себе развивать.
УдалитьА почему именно с пятиклассниками? Мне кажется, что подобное занятие можно организовать в любом классе.