"Дамоклов меч",
"нацеленная в лоб ребенку винтовка”,
"орудие, более утонченное, облагороженное, но не менее гнетущее",
"стимулятор учения",
"современные розги",
"жестокий, безжалостный, неумолимый идол",
"жезл власти",
"торжествующая, обнадёживающая, равнодушная, угнетающая, уничтожающая"
И это всё ... о школьной отметке!
Такую характеристику в своё время давали мэтры педагогики Ушинский, Сухоминский, Эльконин, Амонашвили.
Меня всегда удивляют учителя, с лёгкостью выставляющие "двойки". И даже не отдельно взятому Пете Васечкину, а всему классу. Стоят они, ровненькие, аккуратненькие, в ряд. Двоечки.
А кому эти двоечки поставлены? На самом деле?
Как тут не вспомнить известную картину Фёдора Решетникова "Опять двойка" .
На Конкурсе "Учитель года города Краснодара-2019" в Суперфинале конкурсанты должны были отвечать на непростые вопросы пресс-конференции. Самый первый вопрос звучал так: "Школьные отметки. Как сделать их объективнее и действеннее?"
Я, как наверное и многие сидящие в зале, пыталась для себя ответить.
Возможно ли , чтобы отметка стала действительно действенной?
Чтобы она стала таковой, "нужно, чтобы ученик учился с охотно". Мысль не моя- Толстого. Лев Николаевич замечал, что ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным или чтобы быть награжденным или чтобы быть лучше других...
И сегодня так.
Под гнетом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха.Постоянные опасения получить плохую отметку способствуют появлению неуверенности в себе, формируют ощущение неспособности справиться с трудностями и нежелание действовать, подавляют стремление к самосовершенствованию. С этими доводами психологов трудно не согласиться.
Молчаливая цифра ничего не может сказать родителям, но способна вызвать гневную реакцию, если отметка не соответствует их ожиданиям. И тогда эта "молчаливая цифра" становится громко кричащей и даже вопящей. Отметка превращается в некий способ , которым учитель или родитель старается покарать или поощрить ребёнка, а в результате в детях заглушается естественное стремление к знаниям, и они начинают учиться исключительно ради баллов.
Кстати, о родителях...
В.А.Сухомлинский писал: “Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками – этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником”.
Точнее не скажешь.
Ребенка, посещающего школу, дома обычно встречают вопросом о том, какую отметку он сегодня получил. Со времени начала обучения школьная отметка становится мощным регулятором отношений внутри семьи. Каким образом это будет осуществляться, зависит от того, насколько родители смогут ее раскрыть, осмыслить, а также от уровня притязаний самих родителей. А притязания эти могут быть такииими!
И чтобы порадовать родителей, а может и потешить их самолюбие и удовлетворить родительские притязания, ребёнок старается обмануть "идола ( отметку по В.А. Сухоминскому) и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки".
Значит, отметка нужна больше родителям, нежели ученику?
Не только. Ш.А. Амонашвили убеждён: отметка нужна не ученику-отметка нужна учителю, чтобы заставить ребёнка учиться.
И все ли учителя ставят эту отметку объективно?
К сожалению, многим учителям трудно избавиться от начальственного
отношения к ученику.
Что уж говорить, преподаватели совершенно различно смотрят на само значение школьной отметки: одни выставляют ее за один выученный урок, другие - за знание всего курса, третьи примешивают сюда оценку поведения, внимания, прилежания, способностей ученика... Так как же сделать школьные отметки объективнее и действеннее? Прежде всего, надо изменить отношение к учению и обучению.
Снова обратимся к мэтрам. К К.Д. Ушинскому. «Учение есть труд
и должен оставаться трудом, но трудом,
полном мысли, чтобы самый процесс учения
зависел от серьезной мысли, а не от
каких-нибудь не идущих к делу прикрас».
«Серьезную мысль» тут следует рассматривать
как
естественными побудителями которой должны быть познавательные потребности
и интересы.
Пока интересы учащихся будут фокусироваться не на
существе учения, а на внешних принадлежностях
учебного процесса, таких, как отметка,проблема действенности и объективности отметки будет существовать. Если учитель
сумеет задействовать естественную
познавательную активность ребенка,
направив ее в русло учебной деятельности,
принуждение к учению не потребуется -
для ребенка учиться будет так же
естественно, как играть, гулять, общаться
с товарищами. Но это требует от учителя
больших усилий, постоянного внимания
к жизни каждого из его учеников, постоянных
размышлений над тем, что им нужно.
Вот как об этом размышляет ОН! Шалва Александрович:
А я безмерно горжусь, что несколько лет назад мне выдалась уникальная возможность быть ЕГО ученицей. И, кстати, я абсолютно не люблю ставить отметки. Разве что "пятёрки"...
При написании сообщения использованы материалы из Интернет.
Здрвавствуйте, Елена Алексеевна! Вы учились у Ш.Амонашвили? Легендарное имя! Каюсь: когда звонит внучка -пятиклассница из Петербурга, первый мой вопрос : что получила сегодня? Эх...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Ивановна! Да, посчастливилось ! Встреча с Амонашвили до сих пор остается одним из самых ярких событий.
УдалитьКак же это гордо, вспоминать о таких событиях. Спасибо, Елена Алексеевна, и за Ваши мысли вслух, и за поднятую проблему, и за высказывания классиков педагоги. Да, объективная оценка на уроке - это больной вопрос. Сколько приходится иногда разбирать упреков и жалоб от школьников и родителей. Бывают ошибаются обе стороны. Но все же, стереотип "Я на уроке главный, я здесь все" у педагогов присутствует
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Мы предоставляем образовательные УСЛУГИ! К сожалению, слово "услуги" определяет отношение. Информация к размышлению....
УдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Всё-таки я ЗА отметку. Это дисциплинирует, наводит порядок и расставляет все точки над "и". Конечно, объективность - вещь очень сложная, прописать абсолютно все критерии оценивания и учесть все нюансы совершенно невозможно. Это, скажем так, на совесть учителя ложится, а он пусть сам перед ней отвечает.
ОтветитьУдалитьНе согласна я с расхожим убеждением, что якобы двойки - это отметки самого учителя. Нет уж. Смотря, конечно, какая ситуация, но в 99% это не так.
Я против стояния над учеником в позе Великого учителя или надзирателя, у меня другие отношения с детьми.
А по поводу отношения к оценке - это да, истерия у родителей полная. Не успеет ребенок получить оценку, как тут же шквал вопросов. Меня ужасно возмущает, что я, по их мнению, должна отчитываться по каждой оценке. Не должна. Я прописываю в журнале и на уроках предельно ясно и четко. Просто кому-то не хочется разбираться. Или легче приходить ко мне и вымаливать оценки. Это отвратительно, но факт. У современных родителей отношение к оценке - именно как к идолу, и бесполезно что-то доказывать, стену не пробить, хотя я и пыталась. Кивают, соглашаются, но тут же просят, чтобы я поставила пять. Ужас.
Светлана Николаевна! Спасибо за Ваше мнение! Как я Вас понимаю. Дети учатся не для себя, а для родителей, ради их похвалы, или для того, чтобы их родители похвастались успехами своего чада. Ребёнок вынужденно оказывается в ситуации, когда папа или мама за счет него удовлетворяют свои амбиции.
ОтветитьУдалитьА еще меня всегда возмущает тот факт, что учителю непременно нужно поставить 2. Одна 2, вторая, сто пята! Ученик привыкает их получать. Программируется на неудовлетворительные оценки. И выход найти сложно. Отметки нужны, в нашей системе образования сложившейся их не избежать. Но каждая отметка выставленная должна быть объяснена, разъяснена. Не только 2, но и 5. И тут без ОЦЕНКИ устной не обойтись.