"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

воскресенье, 20 августа 2017 г.

ПРО "ЖИ-ШИ", "ПЛЮС" И "МИНУС" ИЛИ МИМО ЧЕГО МЫ "ПРОХОДИМ " НА УРОКАХ...

"У меня в классе больше половины двоечников , лоботрясов, бездельников. А тут ещё !!! призывают научить учеников самостоятельно добывать знания, ставить цели, чтобы они сами захотели учиться! "

" Хронически не хватает времени на простое прохождение  программы, а тут ещё !!!надо обучать универсальным учебным действиям и личностным компетенциям!"

" Второй раз я на курсах по ФГОС! А стандарты как не давались , так и не даются!"

Чего только не услышишь из серии " а ТУТ ЕЩЁ...!"в перерывах между занятиями на курсах повышения квалификации, где нас  учат эти самые стандарты осваивать.

Подобный крик учительской души как старый "анекдот с бородой": кричим-кричим, но дорогу осилит идущий , если этот идущий  по-настоящему желает эту дорогу пройти со всеми оврагами, холмами, ямами, лесами ...
А иначе - имитация освоения этими самыми стандартами, 
а иначе- продолжение "вдалбливания правил". 
и тогда мы получаем вот это:


 и это:


Наше время диктует важность понимания не того, какие конкретные факты нужно передавать и формировать навыки, а как научить добывать информацию, применять их, создавать новое, а не бездумно повторять старое, быть готовым к неожиданному. 

 Дело было года три назад...
"Хоть скОлько объясняй , что "плюс" на "минус" даёт "минус", а "минус" на "минус" даёт "плюс"!
 Это же элементарно!"
 А они всё-равно не понимают!" -сетовали как-то учителя математики во время обеденного перерыва.
Вспоминаю, как они меня  подняли на смех , когда я сказала, что нам, гуманитариям  по природе своей, наша  замечательная Галина Петровна в шестом классе объясняла 
так : "Друг моего врага мне кто? Враг! А враг моего врага мне кто? Правильно! Друг!" 
И все становилось понятно про "плюс" и "минус", легко и просто !
" Вот ещё время тратить на сказки!"- был вердикт учительниц, которые и курсы по ФГОС прошли и вроде как "работают по новым стандартам".
Какие уж тут субъектно-субъектные отношения!
Какой тут  личностно-ориентированном подход!
Обидно мне тогда было! Что не поняли меня коллеги! 
До сих пор обидно!

Нельзя  учить предмету на минимально-допустимом репродуктивном уровне. Это я пыталась объяснить коллегам, опрометчиво вступив в спор.
Но им, коллегам, нужно было непременно выплеснуть все свои "фу" и "фи".
Странно, ведь стандарты второго поколения уверенно шагают по стране.

Однако некое количество педагогов  крепко держится за методики банальной передачи информации от учителя к ученику, за  трансляцию знаний , за прохождение программы.

И получается, так : 
" Что интересного сегодня было в школе?"
"Ну, мы проходили Куликовскую  битву и теорему Пифагора."
Проходят мимо многого, потому что учатся для школы, а не для жизни. ( Сенека)
А ведь образование уже не самоценность, а только средство, которое должно помогать жизни и творчеству в динамичном и непредсказуемом мире. 
"Образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.
Через 30 лет вы совершенно точно забудете все, что вам приходилось изучать в школе. Запомнится только то, чему вы научились сами." (Альберт Эйнштейн)



Не хотела писать в блог  про это! Но это мой крик души! Поэтому, может, нескладно, сумбурно, эмоционально.
В моих "Размышлениях об учителе" я обращалась к этой теме. 
Она, на мой взгляд,  ещё очень долго будет актуальной.

Картинки из Интернет.

15 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! И вновь вы затронули очень злободневную тему! К сожалению,некоторые учителя так и не готовы работать по ФГОС, думаю, причин несколько: 1. нежелание учителей менять привычный ход жизни, многие работают по своим наработкам 10летней давности и их это вполне устраивает. 2. большая численность детей в классах, 40 ребят!, попробуй организовать хотя бы групповую работу! 3. время! часы по предмету сокращают, а программа не меняется. И да, Вы правы, дорогу осилит идущий...,но уж очень в этой теме много нюансов, которые от учителя не зависят...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Николаевна! Вы выделили наиболее существенные проблемы, препятствующие внедрению ФГОС. Мы имеем некий диссонанс:новые стандарты и переполненные классы, бумажная работа и гонка за результатами ...
      В идеале было бы крайне полезно, если бы чиновники - руководители всех рангов не подстёгивали бы учителей как можно быстрее, как говорится " кровь из носа" , применять новые стандарты. Это невозможно. У каждого педагога свой индивидуальный по содержанию и по времени путь к их освоению. Идеал далёкий, но , всё же, достижимый.

      Удалить
    2. А я бы еще добавили и низкую МТБ образовательных организаций. Но, Елена Алексеевна, я с Вами в полной мере готова согласиться, что учить можно и на пальцах, было бы желание.

      Удалить
    3. Несомненно, Анна Борисовна, Вы правы!Если мы будем честными, то придётся признать, что для выполнения большей части требований ФГОС материально-техническая база не так уж и нужна." ФГОС в конечном счёте - это учитель и его взаимодействие с учеником.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Алексеевна! I STRONGLY & TOTALLY agree with you! Я повторяла и буду повторять: не хочу и не желаю с высокомерным видом стоять НАД учеником и чего-то там вещать. Я хочу быть для них другом! Конечно, все рамки и границы будут соблюдены, это необходимо для субординации, но мои ученики будут воспринимать меня как старшего товарища, как того, с кем можно поговорить, выразить свою точку зрения и не бояться сказать "мне Ваш предмет не нравится". Да, можно и так сказать, зато честно. А иногда - безотносительно к личности учителя.
    Надо, наконец, уйти от "Учитель - это царь и бог", а ФГОС как раз это и предполагает. Надо уйти от бесконечного стояния у доски и сесть рядом с учеником, чтобы поиграть с ним, объяснить ему, быть как-то вместе, что ли. Да, это бывает невозможно из-за большого количества учеников в классе, однако главное - это желание НАУЧИТЬ, показать, насколько интересен твой предмет, зачем он вообще нужен и т.д. Помните знаменитый диалог между Ильей Семеновичем и Светланой Петровной в "Доживем до понедельника"? "Это кому я буду доказывать?!" - возмущалась она. А он ответил просто: "Им! Каждый день, каждый урок!" Это как в медицине: либо видеть только язву желудка, насморк или воспаленные миндалины, либо - ЧЕЛОВЕКА, который страдает и пришел за помощью. Так же с учениками. Если СЕБЯ не перестроить, нечего требовать прогресса. Если ты сам регрессируешь и постоянно пятишься назад, в 40, 50 лет назад, то как можно ожидать успеха? Разумеется, есть непреложные истины и методические принципы, но всё же стОит подумать о том, что жизнь неумолимо идет только вперед.
    Вот поэтому I'd prefer to dress DOWN, not dress UP.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за Ваше мнение! Совершенно согласна! Стандарт требует от учителя осознанного, а главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он мотивирует педагога подняться из положения транслятора предметных знаний до состояния творца, мастера- профессионала. И , конечно, путь этот совсем не быстр и совсем не лёгок!

      Удалить
  3. Елена Алексеевна, здравствуйте!
    Ох, непростую тему Вы затронули! Но мне понятен Ваш крик души.
    Знаете, не могу согласиться с той точкой зрения, что обязаны работать по ФГОСам. А условия нам создали? Да, согласна, что и без условий раньше учили. Но кто сегодня в основе своей в школах? Все те, кто учил меня, Вас. Молодёжи не так много. Если и приходят молодые специалисты, то бумажная волокита их доводит до белого каления. Я бы и рада работать по ФГОСам, но... Мне нужно всех подготовить к ЕГЭ... И вдалбливанием я не добьюсь цели. Конечно, работаю в группах, рассказываю сказки, использую мнемотехнические приёмы. Да чего только не используем!
    К сожалению, учитель консервативен. Особенно в возрасте. Зачем двигаться куда-то, если мы и так 100 лет отработали уже и результат имеем? Но сегодня так нельзя. Даже без ФГОС с детьми нужно разговаривать, объяснять, делиться, смеяться, плакать, учить и учиться.
    Простите за сумбурность! Очень больная тема )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как я Вас понимаю!
      Действительно, учителей сейчас оценивают по результатам ГИА, определяют рейтинг, выстраивают таблицы разные! И эти результаты никак не связаны с ФГОС, где , кроме предметных, учителя обязаны формировать и метапредметные и личностные результаты. которые в ОГЭ и ЕГЭ не очень то и отражены. Мало того, ФГОС и итоговая аттестация по сути своей противоположны друг другу.Как с таким противоречием работать? Но нельзя не отметить, что всё-таки есть часть С, например ,где выпускнику предлагается написать эссе, не направленное непосредственно на установление конкретно знания или незнания фактического материала, а требует выражения своего личного отношения . Такая форма экзамена уже приближена к новым стандартам, она дает возможность показать уровень сформированности метапредметных и личностных компетенций.
      Обязаны или нет работать по новым стандартам? Обратной дороги нет! И нынешние семиклассники -поколение ФГОС. Высокие требования к учителю предъявлялись всегда, но сейчас они приобрели особенно большое значение. С багажом столетней давности, которым владеет массовый российский учитель, конечно, новые стандарты освоить сложно, но .. оптимизм,инициатива,самообразование,творчество- сила сильная!
      Тоже сумбурно получилось. Но я готова продолжить дискуссию.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
    А я вспоминаю себя - выпускницу. В торжественной обстановке получила свой в красный дипломом энергетика и наставление: "А теперь забудьте то, чему мы вас учили и идите работать".
    Думала, что это просто шутка.
    Пришла на предприятие и взялась за работу.
    Первым делом перечертила все электрические схемы согласно новым ГОСТам и... получила первый нагоняй. Оказывается, что теперь никто не понимает схем. Например, привыкли, что там "скобочки", а теперь "квадратик".
    И на всю жизнь запомнила: "не лезь со своим уставом в чужой монастырь".
    Конечно же, хорошо. что много внимания уделяется именно приучению ребенка к самостоятельному поиску необходимой информации, поощряется его участие в различных экспериментальных конкурсах... Но! ЕГЭ никто не отменял. И пока будет (при поступлении в ВУЗы) учитываться именно БАЛЛЬНАЯ система (кто больше баллов набрал - тот и поступил), ни о каких свободных творческих формах проведения уроков речи быть не может.
    Сделайте так, чтобы в школе ребенок определился с тем, что ему наиболее интересно, чтобы он углубленно изучал это, показывал свои знания на внешкольных мероприятиях, а потом дайте ему целевое направление на дальнейшее обучение по интересующей его теме! Вот тогда ВСЕ будут заинтересованы именно в получении знаний по определенной теме (профессии), и учителя будут избавлены от необходимости "натаскивать" на прохождение тестов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Как раз Стандарт и готов ответить на Ваш вопрос. Сейчас абсолютно все ученики с первого по седьмой класс включительно обучаются по стандартам второго поколения. В некоторых пилотных школах, например, как наша гимназия, по ФГОС -уже 8,9,10 классы.
      Одной из целью новых стандартов является самостоятельная работа ученика. Так, в девятом классе обязателен индивидуальный учебный проект, который ребята в итоге защищают перед достаточно большой комиссией. Здесь как раз и стоит вопрос профинтересов выпускников. Ребята выбирают любую область, по которой желают осуществить своё исследование, выбирают учителей, научных руководителей, консультантов.
      В десятом классе Стандарт нацеливает участников образовательного процесса на полученик среднего образования по определённому уровню: профильному или базовому. Иными словами ученик, согласно со своими требованиями, опираясь на профориентационные интересы и с прицелом на дальнейшее образование в ВУЗе и получение профессии,выбирает то, какие предметы ему изучать углублённо, а какие- на базовом уровне и у какого конкретно преподавателя. Также выпускник средней школы работает над индивидуальным проектом, который позволит раскрыть его учебные компетенции.Это в идеале. Будем стремиться к нему!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Сложную тему вы затронули. Я несколько дней с мыслями собиралась. У меня нет ОГЭ и ЕГЭ, мне легче. Ко мне дети в 5 классе приходят, но я не всегда получаю качественно подготовленных учеников из начальной школы. А тут ФГОС второго поколения, я должна научить детей добывать знания... Стараюсь, ставлю цели, определяю деятельность учителя и ученика, формирую УДД, но не всё получается, а самое главное, что ученикам это не нравится. Нам бы ручками поработать, красоту создать..., а учитель учит найти выход из трудной ситуации (созданной искусственно). Много суеты и усложнения, а ведь учитель - это человек, который помогает сложное сделать простым или понятным! Я, наверное, тоже сумбурно сейчас изъясняюсь, так действительно, МНОГО противоречий!!! У пятиклассниц по технологии четыре творческих проекта за учебный год, т.е по одному в четверть. Да и 6-7 классах также, но для 5-го класса как-то многовато. Также классы переполнены и много других причин, которые мешают реализации новых стандартов. Но я как все учителя буду ответственно подходить к реализации ФГОС, искать, творить и воспитывать маленьких мастериц-рукодельниц!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Учителя технологии, на мой взгляд, давно и чётко используют системно-деятельностный подход, который поставлен во главу угла современного урока. Возможно, на интуитивном уровне. Ваши подопечные , уверяю Вас, безусловно добывают знания сами, формируют способы действия. Ведь Вы их мудрая наставница, консультант, а не как не надзирательница, следящая за тем,чтобы шов был ровным или тесто достаточно рыхлым, например.Правильно Вы говорите: суетиться не надо, а ответственно , по силам и собственному пониманию подходить к новым требованиям.

      Удалить
  6. Елена Алексеевна, здравствуйте. Очень важную тему Вы затронули не только для школьных учителей, но и для преподавателей колледжей. Для меня, например, важную. Некоторые "опытные" педагоги с многолетним стажем (которых, к слову, в нашем учебном заведении осталось мало) практиковали до последнего времени традиционную систему: лекция-пз. И я училась так у них 11 лет назад, и студенты в последние годы. Недавно ушедшая коллега по русскому языку чуть ли не с полувековым стажем часто говорила мне о том, что я сильно отклоняюсь от традиционных методов преподавания, что это плохо, что все равно ничего лучше еще не придумали, да и к практике девчонок готовила по-старому... Представьте: в началке ФГОС нового поколения, а они приходят с уроками, написанными по методике времен СССР((( Мрак! Хорошо, что сейчас в основном работают преподаватели, готовые к переменам.
    А мне думается, что на уроке должно быть, в первую очередь, интересно, тогда и запомнится лучше, и желание самому что-то еще узнать по теме появится...
    Кстати, один раз ко мне на литературу пришли первокурсники. И мальчики заявили, что в 9 классе у них литературы не было вовсе, потому что и на литературе, и на русском языке учитель с ними решала ОГЭ по русскому... Интересно, как она выставляла отметки в четвертях и в году по литературе? Для меня это осталось загадкой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Что тут сказать! Пожалуй, вспомню известную цитату: "есть ещё перегибы на местах".Лишать ребенка литературы ради баллов по русскому?!Это не перегиб, а скорее преступление. Нельзя работать исключительно преподавателем предмета, натаскивая ( ох, как я не люблю этот глагол в данном контексте) на тестовый результат. Надо помнить, что даже прекрасно обученный предметному знанию и развитый во многих компетенциях циник или злодей ( а это случится, если не обращаться к образам героев литературных произведений и т. п.)-гораздо хуже для всех и для себя самого ,в первую очередь,чем просто неграмотный человек.
      Конечно, урок должен мотивировать, быть событием. Это всегда урок, воспитывающий и развиващий ребёнка, а развитый ребёнок усваивает учебный материал быстрее.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...