"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

воскресенье, 10 октября 2021 г.

ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ

"Можем ли мы сделать что-то, чтобы защитить окружающий мир? 

Или мы бессильны? 

Или  стоит оставить спасение мира взрослым? "

Здравствуйте, дорогие гости блога!

     В школах России продолжается национальный проект 

«Киноуроки в школах России», 

призванный содействовать в формировании ключевых личностных компетенций.

 Занятия, построенные на основе эмоциональных короткометражных фильмов социальной тематики, в которых в качестве актёров заняты самые обыкновенные школьники, помогают решать личностные, метапредметные, предметные задачи. В целом пошаговая реализация данного проекта должна  способствовать: воспитанию эмоциональной культуры, усвоению и пониманию правил и законов морали и нравственности; освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания как экранного образа, так и внехудожественной информации; возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции; реализации художественно-творческого потенциала подростков, стимулированию собственного творчества учащихся – работы над конкретными социальными и творческими проектами; формированию целостной, единой картины мира.

     Это немаловажно, тем более, что сегодня экран, будь то телевизора, компьютера или смартфона, является основным источником “быстрой” информации о различных событиях и явлениях. Для школьников кино, телевидение, видео, интернет являются незаменимыми источниками дополнительной информации по многим учебным предметам. При этом зачастую авторитетность этих источников информации куда выше, нежели вера в слова родителей или знания официального образования. Это связано с тем, что любая информация осознается школьником как реальная. То есть и заведомо ложная концепция воспринимается ребёнком как реальная, хотя на самом деле является реальностью виртуальной, обладающей высокой степенью психологической достоверности. Именно от этого и следует предостерегать современных школьников, они должны уметь анализировать, что стоит за экранным текстом, за видео из интернет, какую идею он несет в себе.

О практике работы с киноуроками я писала ранее здесь:

«ХОРОШИЙ ПОВАР СТРАНЕ НУЖЕН БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПЛОХОЙ ВОЕННЫЙ!": НЕРАВНАЯ БОРЬБА С РОДИТЕЛЯМИ

     Фильм «Стеша»  рассказывает о девочке, которая из деревни попала в город; о  девочке, которая твердо знает, что ей дорого, и думает о том, что нужно и что не нужно тому миру, в котором она живёт, о том, что вместе мы можем сделать многое и преодолеть даже самые , казалось бы нерешаемые проблемы!

После просмотра данного фильма ученики из 5 класса «Б» сразу определили главную идею: экология в нашей повседневной жизни. 

Ребята попытались ответить на вопросы: можем ли мы сделать что-то, чтобы защитить окружающий мир? Или мы бессильны? Или  стоит оставить спасение мира взрослым?  

 Однако история Стеши поднимает не только проблемы экологии, но и другие социальные проблемы. 

Например, проблему гаджетов и интернета: смартфон-это экологическая проблема; может ли современный мир обойтись без гаджетов; когда они действительно бывают нам нужны, не слишком ли много внимания мы им уделяем?   

Проблему общения между подростками города и деревни:  какие законы жизни у города и какие – у деревни, различны ли они и почему? 

Проблему уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог, дружить, быть неравнодушными и отзывчивыми.


   На все эти вопросы смогли ответить ребята из 5 «Б»

«Мне понравился этот фильм потому, что здесь рассказывается об охране природы, необходимо экономить природные ресурсы, беречь леса, а не вырубать их ради застроек.»

« Я забочусь о природе не когда не выбрасываю мусор на дорогу, не лью воду из под крана просто так и хочу, чтобы каждый думал о защите природы.»

«Мне  фильм очень понравился: я его посмотрела сегодня утром, меня очень растрогал этот фильм и я плакала,..»

«Главная героиня этого фильма: Стеша #олененок,  очень добрая, любящая природу, девочка. Благодаря своей любви к природе она смогла передать свои чувства брату, маме, тёте, друзьям брата. И когда пришла опасность в лес, она не побоялась и позвонила Макару и встала на защиту леса и его обитателей. Макар и его друзья с помощью интернета подняли эту проблему и все люди, которым это не безразлично, помогали, и это дошло до новостей и были приняты меры. Макар встретился с сестрой в лесу и они  были в восторге от того, что смогли   помочь сохранить лес..»

«Оказывается, для того, чтобы спасти лес, могут пригодиться те самые гаджеты, которые отнимают наше время. Как ещё за короткое время можно оповестить много народа, поднять людей на борьбу за лес, привлечь внимание прессы к поступку плохого человека?»

«Надо дорожить тем, что даёт природа. Быть добрым по отношению к ней- это каждого из нас сделает счастливым.»

«Я согласна с тем, что интернет не сближает, ведь нет ничего прекраснее живого общения друг с другом, природой. Но иногда в хороших руках он творит чудеса!»

«Компьютер не подчиняет человека, а служит ему в хорошем деле – так ненавязчиво выстраивается и иерархия ценностей, о которой мы так часто забываем. Главное – человек, а все гаджеты и компьютеры созданы ему в помощь.»

«В этом фильме показано, что интернет  не разъединяет, а объединяет людей. Макар и его друзья сумели изменить ситуацию – а заодно и доказать себе, что человек может многое, если он – защитник. Пусть даже защита идёт через невидимые связи людей в электронном мире, а обиженные – это лисички и белочки в небольшом подмосковном лесу. Если найдётся хоть один неравнодушный к беде человек – есть возможность всё изменить.»

«Действительно, всё зависит от нас самих, как в песне Ёлки!»

«Может быть, это и есть главная проблема экологии – наше отношение к миру? Если начинать с себя – не разбрасывать мусор, заботиться о своем доме, о дворе, о школе, о городе – может быть, именно это поможет решать те проблемы, которые пока только растут и множатся вокруг нас?»

«Что можем исправить мы, не уходя далеко от школы, здесь и сейчас?»

«Я согласен со словами Стеши, что человек должен оставлять за собой след, но не мусор, а  красоту. Может быть, красоту своей души, добро по отношению к миру ..»

Таким образом, в процессе обсуждения фильма, пятиклассники подошли к понятию «экология души». «Это когда у тебя мысли добрые, добрые слова и поступки»,- так определили это ребята, согласившись в том, что экология души связана с экологией вокруг,экологией планеты.





«Надо, чтобы мы не просто поговорили и забыли, а  выйти на уборку территории школы, подмести полы в кабинете, рассказать маленьким о том, что мусорить- это плохо, следить за тем, для чего и как мы используем смартфоны! Давайте запланируем и проведём эксперимент «Один день без смартфона.» Давайте встречаться, общаться , выезжать на природу, но не мусорить там, оставлять после себя чистоту.» - вот сколько идей появилось у  пятиклассников после обсуждения.

    Значит, социальной практике быть!  Ведь важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих воспитательных практик, общественно- полезных акций, организованных в классах.

     Как тут не вспомнить Маленького Принца и его простые истины: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.» «Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя.» «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»

       Бережное отношение к миру, прежде всего, начинается с каждого из нас! 

От нас зависит, что оставить после себя: конфетную обёртку и водопад из-под крана или красоту, чистоту и силу –силу духа, крепость характера, ответственность за  принятое решение, неравнодушие, дружбу! 

При написании сообщения использованы материалы сайта https://kinouroki.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...