"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

четверг, 9 июля 2020 г.

"ИГРАЙ, ЯШЕНЬКА, ИГРАЙ!"

Здравствуйте, гости блога!
Сегодня в ожидании такси несколько минут провела во дворе дома, где живу. 
Привлекла внимание пара: мама и сын. Ратибор, имя сына, явно вредничал. 
"Как ты не понимаешь, надо торопиться, у тебя сейчас английский, потом шахматы, и фортепиано никто не отменял!"-верещала мама. 
Ратибор, конечно, всё понимал, вынужден был понимать...
В моей голове вся эта сцена, свидетелем которой я невольно стала, превратилась в эпизод из известного фильма:


"Играй, Яшенька , играй!"
 Музыкальная школа была безумием нескольких  поколений родителей. 
Умные люди подсчитали:  примерно три четверти детей из тех, кто ее закончил, больше никогда не берут в руки инструмент, один из двадцати связывает свою жизнь с музыкой, один из четырех играет для души и друзей,большинство же  вспоминают занятие музыкой как пытку.
 Как любое новое занятие, музыка развивает мозг. 
Но стоило ли это стольких часов, слез, наказаний, скандалов? 
К музыкальной школе сейчас добавились занятия по-английскому, ментальной арифметике, куда ещё популярно сегодня записывать своих чад?  
 Людмила Петрановская"Главная беда ребенка — это амбиции его родителей.
Успех в воспитании детей и устойчивость их психики напрямую зависят о того, чего на самом деле хотят родители ― видеть своего ребенка счастливым или реализовать собственные амбиции за его счет."
Вот, например, как в фильме "Призрак":


Зачем ломать своего ребенка?
 Приглядитесь  к нему, кто он такой. 
Представьте  себя "Распределяющей Шляпой" из Гарри Поттера, с её умением распознавать черты характера, склонности и интересы, взвешивать все «за» и «против», и направлять ребёнка на тот факультет, где его характер раскроется в полной мере. 


Татьяна Черниговская: "Ты ему хочешь счастья или ты хочешь свои амбиции удовлетворить? Тогда это другая задача. Это значит, что ты людоед и тебе не жалко собственного ребенка съесть."
  
Неуемная родительская жажда развивать детей оборачивается для детей нервным  истощением, утверждают специалисты.Откуда это взялось:гонка вырастить успешного человека-миллионера -гения-нобелевского лауреата-большого начальника? Гонка за пресловутым жизненным успехом, выражающимся в деньгах и регалиях. Чем больше разовьем-тем выше поднимется. 
Детей настолько переразвивали,что в итоге дети не хотят в этой жизни ничего, кроме того, чтобы от них все отстали и они бы тихо в уголке посидели со своим телефоном.

 Людмила Петрановская: "Да, несомненно, ребёнок должен получить широкий спектр возможностей, и тогда, возможно, и ему самому, и родителям будет видно: вот здесь бесполезно, ничего не выйдет.
Если на ребенка сильно давить, это в итоге плохо для него закончится ― он будет глубоко несчастен, навязанное родителями и чуждое ему занятие или профессию все равно бросит, но при этом потеряет несколько лет жизни.

Они говорят, что не хотят добиваться успеха, а хотят покоя. И это частое явление."

 Об этом нужно помнить, когда мы сейчас сходим с ума и хотим, чтобы ребенок обязательно занимался ментальной арифметикой и другими занятиями. Чтобвы не оказаться на месте мамы Дяди Фёдора: я, мол, из-за тебя ночей не спала, а ты...


Да, родительство-штука крайне сложная! Это ещё и страх что-то недодать, где-то не успеть. Да и ярмарку тщеславия в родительском коллективе  никто не отменял.
Где найти ту золотую середину? 
Как найти ту самую грань, чтобы  дети развивались , но и успели насладиться детством?
Где не передавить? 
Нужно ли постоянно развивать детей? 
Или это наши амбиции?

Видео, фото, прямые цитаты из интернет.

4 комментария:

  1. Елена Алексеевна, здравствуйте!
    Да, достаточно непростую тему затронули Вы.
    Я соглашаюсь с учёными, которые говорят, что в занятиях детей родители удовлетворяют свои амбиции: не получилось из папы футболиста - пусть сын им станет. Не получилось из мамы балерины - пусть дочь танцует. А ещё родители жаждут славы. И никак не могут понять, что не каждый ребёнок может достичь той самой минуты славы. Можно танцевать и при этом навсегда остаться посредственностью.
    Но и не развивать нельзя детей. Какое-то занятие должно быть. Вот так наш спрос рождает предложения: бесчисленное количество развивающих центров, лингвистических курсов и пр.
    Как остановить маму с папой? Трудная задача!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Родительскую ярмарку тщеславия трудно не замечать. "А мы пошли в 10 месяцев. А мы в год умели считать до 20. А мы в 3 года знали все буквы. А мой сын..., а моя дочь..." Некоторые родители так самоутверждаются. А ребёнку всё это надо? Глагол " переразвивать" - страшный по сути.

      Удалить
  2. Вот-вот и я таким "Яшей" была, музыку оставила через 4 года обучения и мучения)))
    В советское время видела картинку мальчика со скрипкой, а нога его привязана цепью к стулу)))
    Кстати, по поводу языка. Дочь сейчас занимается с детьми в онлайн школе. Там у нее есть ученик, 7 лет, она ему преподает испанский язык. Так вот мальчик занимается под давлением мамы. Мама присутствует на всех занятиях, мальчик не успевает и слова сказать, мама поправляет, комментирует совершено не зная языка. Аня говорит, я бы с ребенком могла найти общий язык, может быть могла вести так и общаться с ним так, что он бы если не полюбил бы испанский, но ему бы было интересно заниматься, но мамины тычки и постоянные вмешательства в процесс делают это невозможным. И ничего не скажешь, клиент платит деньги и клиент прав. Если образование сейчас приравняли к сфере услуг, как и культуру, то все вроде логично и .... Печально...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за жизненные примеры, Ирина Витальевна! Ох уж эти авторитарные мамы. Им бы книги по педагогике и психологии почитать, научиться давать своим детям больше свободы и самостоятельности. А про образование как про сферу услуг отдельный долгий и непростой разговор.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...